Современные условия ставят перед педагогическими и руководящими кадрами новые требования, меняется взгляд на педагогическую деятельность, реальный образовательный процесс. В этих условиях особое значение приобретает личностно-профессиональное развитие педагогических кадров дошкольных учреждений как одного из главных ресурсов обеспечения и развития качества дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Завольская Елена Викторовна

МАДОУ детский сад

Общеразвивающего вида «Василек»

Личностно-профессиональное развитие педагога ДОУ как условие инноваций в образовании

Современные условия ставят перед педагогическими и руководящими кадрами новые требования, меняется взгляд на педагогическую деятельность, реальный образовательный процесс. В этих условиях особое значение приобретает личностно-профессиональное развитие педагогических кадров дошкольных учреждений как одного из главных ресурсов обеспечения и развития качества дошкольного образования.

Современный воспитатель дошкольного учреждения должен уметь мыслить и действовать сообразно новым нормам профессиональной педагогической деятельности: обладать способностью к концептуальному мышлению; гуманистическими ценностными мировоззренческими установками; рефлексивно–аналитическими, креативными, проектно–технологическими, организаторскими, коммуникативными, исследовательскими способностями. Это актуализирует необходимость первоочередного решения задач формирования новой профессиональной компетентности воспитателей в ситуации все возрастающих требований семьи, общества и государства к качеству дошкольного образования.

Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования. Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности, усложнение возложенных Законом РФ «Об образовании» функций ДОУ в новых экономических условиях, повлекли за собой значительные преобразования организации управления, усложнили обязанности воспитателя, потребовали совершенствования управленческой системы. Сегодня педагогические работники дошкольных учреждений призваны решать сложные задачи перестройки системы дошкольного образования. Основная функция современного детского сада - целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, cпособов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Для качественного осуществления данной функции на современном этапе, педагогическому коллективу необходимо работать в режиме внедрения новшеств и инноваций.

Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.

Личностно-профессиональное развитие специалиста дошкольного образования - одно из приоритетных направлений модернизации образовательной системы, предусматривающей выработку новых форм взаимодействия с детьми, новых программ и концепций.

Исходя из всего выше сказанного, в нашем ДОУ определились цели методической работы:

  1. Обеспечение научных подходов к организации педагогического процесса.
  2. Совершенствование профессионального уровня педагогического коллектива.
  3. Анализ результативности педагогического процесса.

Задачи методической работы:

  1. Внедрение в практику инновационных педагогических технологий.
  2. Совершенствование планирования.
  3. Совершенствование видов и форм диагностики и контроля.
  4. Обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов.
  5. Совершенствование информационного обеспечения.

Решение данных задач невозможно без высокопрофессиональных педагогических кадров, поэтому в нашем детском саду разработана план- программа профессионально-личностного развития педагогов.

Цель: развитие личностных ориентаций, мотивов и профессиональных потребностей, профессионально значимых знаний, умений и качеств личности педагогов детского сада.

Направления деятельности:

  1. Анализ профессионализма педагогов на основе изучения их профессиональных потребностей, результатов деятельности, личностных и профессиональных качеств личности.
  2. Развитие целевых и проектировочных умений педагогов.
  3. Организация деятельности по повышению профессиональных знаний, умений педагогов, создания условий для самосовершенствования.
  4. Индивидуальное проектирование профессионального роста педагога.
  5. Поддержание благоприятного психологического микроклимата в коллективе.

Система повышения профессионализма педагогов разрабатывается на основе изучения и анализа профессионального уровня педагогов, их потребностей, мотивов деятельности, запроса родителей, стратегии развития дошкольного образования на различных уровнях.

Основная линия деятельности по профессиональному развитию педагогов – выработка ценностно-смыслового, нравственно-ориентированного единства в коллективе через организацию целевой, проектировочной деятельности и презентацию результатов.

Заведующая Т.М. Тимонина направляет и организует теоретическую, практическую и научную работу педагогов, направляя их профессиональное совершенствование. Используемые формы и методы работы с педагогическим персоналом ориентированы на углубленное усвоение ими отдельных содержательных направлений, расширение психолого-педагогического кругозора, максимальную самореализацию, развитие способностей и творческого потенциала и повышение самооценки работников.

В МДОУ созданы:

  1. База данных о педагогах МДОУ.
  2. Система отслеживания профессиональных и информационных потребностей педагогов на основе разработанного банка диагностических методик.

Система методической работы в МДОУ выстраивается в следующих направлениях:

По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя. В этой связи разработаны индивидуальные планы-графики повышения квалификации педагогов МДОУ;

По отношению к педагогическому коллективу МДОУ. В этом направлении методическая работа направлена на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

По отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики.

Таким образом, под личностно-профессиональным развитием педагогов, мы понимаем целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов, систему взаимосвязанных действий, мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете – на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания детей.

Для достижения целей профессионального роста педагогов создана система непрерывного повышения квалификации в условиях методической работы ДОУ, курсах повышения квалификации, авторских курсах. Используются активизирующие формы и методы обучения, подобранные с учетом индивидуальных особенностей каждого педагога, их потребностей и творческого потенциала.

Предлагаем модель организации методической работы по подготовке в самом образовательном учреждении современно мыслящих педагогов, способных максимально эффективно обеспечить решение задач, стоящих перед образовательным учреждением.

Деятельность руководителя по профессиональному и личностному развитию педагогов МАДОУ д/с «Василек»

Цель:

  1. Создание условий в ДОУ, обеспечивающих теоретическую и практическую подготовку педагогических кадров.
  2. Совершенствование кадровой политики в ДОУ, направленной на повышение самооценки и проектировочно-целевых умений педагогов.
  3. Индивидуализация профессионального развития педагогов ДОУ.

Задачи:

  1. Повысить теоретическую грамотность педагогов, расширить психолого-педагогический кругозор.
  2. Выявить профессиональные потребности педагогов, ведущие мотивы профессиональной деятельности, разработать систему изучения результативности, мотивации деятельности педагогов детского сада.
  3. Создать условия для повышения квалификации педагогов в ДОУ, районе, городе.
  4. Создать условия для профессиональной самореализации педагогов ДОУ.
  5. Организовать проектировочную деятельность педагогов в детском саду, районе, городе.
  6. Создать непрерывную систему повышения квалификации в детском саду с учетом уровня мотивации, профессиональных потребностей педагогов.
  7. Разработать индивидуальные программы профессионального и личностного роста педагогов учреждения.
  8. Совершенствование управленческой деятельности с позиции мотивирования и стимулирования

Направления профессионального и личностного развития педагогов МАДОУ детского сада «Василек»

  1. Разработка системы изучения потребностей, мотивов и результатов деятельности педагогов учреждения:

Самоанализ результативности деятельности за учебный год;

Анализ профессиональной творческой активности педагогов.

  1. Разработка и организация работы психолого-педагогических мастерских (1 раз в 2 месяца) с целью повышения теоретико-практической подготовки педагогов.
  2. Оценка уровня мотивации педагогов детского сада, разработка мероприятий по созданию условий для самореализации педагогов.
  3. Создание творческой благоприятной обстановки в коллективе, навыков эффективного взаимодействия сотрудников.
  4. Разработка и реализация системы выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта педагогов детского сада
  5. Организация работы по аналитико-проектировочной деятельности
  6. Совершенствование системы повышения квалификации педагогов с целью развития аналитико-проектировочной деятельности по направлениям:

«Развивающее и проблемное обучение»;

«Самоанализ деятельности».

  1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимодействие администрации с педагогами, взаимодействий в коллективе (образовательная программа детского сада, локальные акты)
  2. Организация методических мероприятий для педагогов, направленных на профессиональную самореализацию педагогов.
  3. Разработка пакета документов по индивидуализации профессионального развития педагогов детского сада («Портфолио педагога»): индивидуальной программы профессионального и личностного роста, нормативные документы детского сада и др.
  4. Совершенствование системы повышения квалификации педагогов с целью формирования эффективной системы самообразования с учетов мотивов и профессиональных потребностей сотрудников.

В данной работе учитывается то, что качественный состав педагогов не однороден. Поэтому в работе используется дифференцированный подход по уровню педагогического мастерства

Диференцация групп по уровню творческого потенциала педагогов

группы

Дифференцация групп

Формы методической работы

1 группа

Творчески работающие педагоги

Педагогическая мастерская, мастер-клас, конкурс профессионального мастерства, наставничество, творческий отчет, презентация авторской технологии

2 группа

Педагоги исследователи

Конкурс профессионального мастерства, творческие группы, ролевая игра, творческий отчет

3 группа

Педагоги стажеры

Собеседования, педагогический практикум, консультация, лист обратной связи

4 группа

Молодые педагоги

Собеседования, персональный контроль, наставничество, консультации

Таким образом, созданная в ДОУ система работы способствует повышению профессионализма педагогов, их мастерства и творческих возможностей.


Заключение ответственного руководителя практики о работе студента(технические навыки, охват работы, качество, активность, дисциплина)

Примеры характеристик студента с места практики

За время прохождения производственной практики в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Колледж искусств» студентка _________________ проявила себя дисциплинированной, стремящейся к получению знаний, навыков и умений, необходимых в данной области управления. Основной задачей её практической работы стало ознакомление с основными аспектами работы отдела кадров колледжа. Под руководством опытного специалиста, начальника отделов кадров колледжа изучала основные законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом; трудовое законодательство; структуру и штат предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития; кадровую политику и стратегию предприятия; порядок составления прогнозов, определения перспективной и текущей потребности в кадрах; источники обеспечения предприятия кадрами; состояние рынка труда; системы и методы оценки персонала; методы анализа профессионально квалификационной структуры кадров; порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением; порядок формирования и ведения банка данных о персонале предприятия; методы учета движения кадров, порядок составления установленной отчетности; возможности использования современных информационных технологий в работе кадровых служб.

Несмотря на короткий срок прохождения практики ___________ проявила себя активной, дисциплинированной студенткой, смогла охватить очень большой объем необходимой информации. Помогала оформлять личные дела вновь принятых сотрудников. Изучала основы работы с информационно-правовыми системами « Гарант» и « Консультант».

Ко всем заданиям своей производственной практики ______________ относилась очень ответственно, поручения с документами выполняла аккуратно. Практическая работа ____________ заслуживает высокой оценки.

За время прохождения практики ознакомилась со структурой организации, порядком ведения кадрового делопроизводства, учета и хранении документов. Принимала участие в подготовке документов.

В отношении профессиональных качеств _____________ проявила себя как человек компетентный, исполнительный, аккуратный, ответственно относится к порученным заданиям. Умело применяет теоретические знания, полученные в период обучения в практической деятельности ______________ внимательна при работе с документами, легко ориентируется в их содержании. Владеет навыками работы за компьютером, которые использовала при составлении различных документов.

В межличностных отношениях вежлива, общительна, легко приспосабливается к работе в коллективе.

В период прохождения практики ___________________ проявила себя дисциплинированным и ответственным сотрудником. Четко соблюдала распорядок рабочего дня компании, следовала поставленным указаниям, заданиям.

Изучала процесс управления персоналом компании, применяла теоритические и практические навыки в работе. В процессе студентка имела возможность не только изучать документацию, но и принимала участие в её составлении, чем показала высочайшую степень знаний в области кадрового документооборота.

По моему мнению ______________ показала хорошие знания теории на практике.

Стандартная характеристика содержит следующие сведения:

1. Имя, отчество и фамилии сотрудника, дата рождения, образование.

2. Указывается место работы, с которого выдается характеристика, называются должности, которые занимал сотрудник, за время работы в данной компании, и обязанности, которые он выполнял.

3. Указываются положительные качества сотрудника (личные и деловые); сведения о поощрениях и наградах.

4. Сведения о курсах повышения квалификации, которые прошел сотрудник, а также его участие в различных проектах компании.

5. Указывается, для каких целей и для кого выдается характеристика.

Пример характеристики на сотрудника

ХАРАКТЕРИСТИКА

На маркетолога ООО «ДаунТаун» Иванова Николая Евгеньевича

Иванов Николай Евгеньевич 1985 года рождения. В 2007 году закончил с отличиемГосударственный Университет Гуманитарных Наук.

Работает на должности маркетолога с октября 2009 года.

За время работы проявил себя как квалифицированный специалист. Является настоящим профессионалом, умело руководит вверенным ему направлением, пользуется заслуженным уважением среди сотрудников.

Н. Е. Иванов постоянно повышает свой профессиональный уровень: посещает тематические мероприятия, тренинги и семинары, читает специализированную литературу, ответственно и серьезно относиться к выполнению должностных обязанностей.

Руководство компании выделяет постоянное стремление Н. Е. Иванова к профессиональному развитию: в настоящее время он получает дополнительное профессиональное образование по специальности «управление персоналом».

За добросовестное отношение к работе награжден грамотой «Лучший сотрудник 2009».

В общении с коллегами дружелюбен и внимателен. За время работы внедрил конкретные предложения, которые оказали благотворное влияние на деятельность компании.

Характеристика выдана для представления по месту требования.


Андреев

А. А. Андреев

Дата, печать
Пример характеристики на студента

ХАРАКТЕРИСТИКА

Иванова Николая Евгеньевича
1985 года рождения, украинца, образование высшее

Иванов Н.Е. - выпускник инженерно-экономического факультета киевского Национального Университета Технологи и Дизайна. За время обучения проявил себя как старательный студент, постоянно повышал свой профессиональный уровень. Иванов Н.Е.. неоднократно принимал участие в научных конференциях. Выступал с содержательными докладами по тематике маркетинга. Выпускник также принимал участие в межуниверситетской студенческой конференции «Новое поколение Маркетологов», где выступил с темой: «Падение медиа-бюджетов в условиях финансового кризиса».

Иванов Н.Е.. с первого курса работал над темой дипломной работы «Интернет-маркетинг». Дипломная работа показывает, что выпускник прекрасно ориентируется в исследованном материале и свободно владеет теоретическими основами, удачно соединяет теорию с практическим анализом реальных компаний.

Следует отметить, что Иванов Н.Е.. печатался в журналах «Выпускник», «Молодые Предприниматели».

Выпускник требователен к себе, пользуется уважением среди товарищей и преподавателей факультета.

Декан инженерно-экономического факультета
Сидорова

Л. К. Сидорова

Выпускник инженерно-экономического факультета Государственного Университета Гуманитарных Наук (специальность: маркетинг, дневная форма обучения). Дата, печать

Пример характеристики на студента с места практики

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Название практики: преддипломная.

2. Место прохождения практики:
ООО «ДаунТаун»,
г. Москва, ул. Тимура Фрунзе 2. оф. 1,
тел. (044) ___ __ __

3. Выполняемая студентом работа на предприятии (подразделении):
Изучение внутренней документации компании (документы по кадрам, внутренние процедуры, должностные инструкции), изучение опыта работы компании «ДаунТаун», анализ деятельности предприятия, знакомство с отчетностью и планами компании.

4. Оценка прохождения практики (деятельности студента) руководителем предприятия (подразделения):
Иванов Николай Евгеньевич за время прохождения преддипломной практики показал хороший теоретический уровень подготовки в вопросах управления предприятием. Всю порученную работу выполнял добросовестно. Стремился приобретать новые знания, чтобы быть еще более полезным. В целом работу Николаева Н. А. можно оценить на «отлично».

5. Время прохождения практики:
Прибыл ______________
Убыл ________________

Генеральный директор ООО «ДаунТаун»
Музафаров

С. Г. Музафаров

Настоящая характеристика выдана студенту Государственного Университета Гуманитарных Наук Иванову Николаю Евгеньевичу.

Характеристика студента с места практики - это документ, прилагаемый к отчету о преддипломной или производственной практики. Она составляется ответственным лицом организации или руководителем студента. Но, как правило, руководитель доверяет студенту написать на себя характеристику самостоятельно. Рассмотрим ее содержание основные требования к оформлению.
Что пишут в характеристике на студента?

Заголовок с указанием места прохождения, информация об организации и ее реквизиты
Эта информация должна быть юридически достоверна.

Информация о сроках прохождения практики
Может располагаться в произвольном месте характеристики (см. ниже).

Описание должностных обязанностей студента
Пример: В обязанности практиканта Петрова В.Д. входило составление трудовых договоров, проверка анкетных данных сотрудников организации, работа с бухгалтерскими документами и оформление архивной документации.

Характеристика теоретических знаний студента и приобретенных им практических навыков
Пример: Практикант Иванов А.Б. успешно применял полученные в Университете теоретические знания для выполнения заданий на производстве. Помимо этого,
в период прохождения практики студент изучил структуру предприятия и координацию отделов, освоил основные принципы документооборота, составления отчетности и договоров.
Оценка выполненной студентом работы
Пример: Руководство организации ООО "Образец" положительно оценивает работу студента Петрова П.С. в период с ___ по ____, все поставленные задачи были им выполнены в срок с соблюдением требований к качеству исполнения.

Характеристика профессиональных качеств студента
Проявляет внимательность к мелочам, особенно к финансовым документам. Работоспособен, исполнителен. Компетентен в профессиональной сфере.

Оценка личных качеств практиканта
Пример: Общителен, дружелюбен, проявляет инициативу, стремится помогать коллегам и работать в команде.

Итоговая оценка
Пример: Результаты работы студента Петрова В.Г. в рамках производственной практики заслуживают оценки "отлично".

Печать, дата, подпись руководителя
Подпись должна быть заверена в отделе кадров.

Отметим, что недостатки и недочеты, в отличие от рецензии на дипломную работу, указывать необязательно.
Пример характеристики с места практики

Другие примеры смотрите ниже.

Характеристика

На студента Кафельникова Михаила Львовича, проходившего практику во ФГУП "Электроавтоматика" с 11.04.11 по 28.04.11.

Студент Кафельников М.Л. проходил практику в отделе разработки и внедрения автоматизированных систем. За время производственной практики на Кафельникова М.Л. были возложены следующие обязанности:

Составление конструктивных схем сбора двигателей малой мощности.
Систематизация отчетной документации.
Доработка чертежей базовых деталей производственного оборудования.

В течение всей практики Кафельников М.В. показал себя исключительно с положительной стороны. Личные качества проявлялись в умении найти общий язык с коллегами в решении поставленных задач. Отличается коммуникабельностью и инициативностью. Целеустремлен, всегда доводит решение поставленных задач до конца.
Успешно применял полученные в университете теоретические знания в области машиностроения, закрепляя и развивая их в процессе производственной практики.

За время работы студент освоил и закрепил следующие практические навыки:

Составление проектных чертежей.
Монтаж базовых частей промышленного оборудования.
Корректировка рабочих параметров производственных установок.

Также практикант получил опыт работы в инженерном коллективе (работа в команде).

Оцениваю работу студента Кафельникова М.В. в течение всего срока практики на "отлично" и рекомендую его к зачислению в производственный штат предприятия по окончании университета.

Главный инженер ФГУП "Электроавтоматика", доктор технических наук, профессор Белобородов С.В.

1

Жиркова З.С. 1

1 ФГОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Якутск

Одной из главных задач педагогической практики является формирование основных видов профессиональной деятельности и профессиональной функции таких, как мониторинг качества преподавания, инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Проведены анкетирование студентов и анализ качества занятий практикантов с использованием анкеты качества урока, разработанной А.И. Севруком и Е.А. Юниной, а также всесторонняя диагностика и оценки деятельности практикантов во время прохождения педагогической практики с целью выявления его соответствия желаемому результату. В ходе педагогической практики студенты совершенствовали основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности.

педагогическая практика

профессиональная деятельность

мониторинг

формирование

рефлексия

результат

1. Андреев В.И.Саморазвитие конкурентоспособной личности менеджера. – М., 1995.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 148 с.

3. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 345 с.

4. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе: учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 144 с.

5. Ушинский К.Д.Педагогические сочинения. В 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика 1990. – Т. 5. – 528 с.

Изменения, происходящие в стране в связи с новыми рыночными отношениями, существенно повлияли на сферу образования. В условиях развития конкуренции на рынке образовательных услуг важными аспектами оптимизации вузовской подготовки являются:

    Практико-ориентированная направленность образования, которая обеспечивается интеграцией учебной, научно-поисковой и производственной деятельности;

    Выпуск интегрального типа специалистов, в которой цели, содержание и результаты обучения формируются в комплексном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности, подразумевающие не только квалификацию, но и личностные качества и компетентности.

Важным условием формирования профессиональной подготовки студентов является производственная практика. Назначение практики студентов заключается в подготовке к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, навыков, умений и профессиональной адаптации, т.е. вхождения в профессию, освоения социальной роли, профессионального самоопределения, формирования позиций, интеграции личностных и профессиональных качеств.

Педагогическая практика - комплексный процесс, в котором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией.

К.Д. Ушинский писал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой .

Ю.К. Бабанский в своей научной работе подчеркнул, что именно в процессе педагогической практики можно в полной мере осмыслить закономерности и принципы обу-чения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической деятельности .

В комплексе с учебными дисциплинами практическая деятельность студентов способствует определению направлений и перспектив профессионального роста в будущем, укреплению адекватной профессиональной самооценки, формированию личности будущего педагога, профессии.

На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на основе живых впечатлений и наблюдений.

В педагогической практике студентов важными составляющими являются:

    Способность студента к изменениям своей социально-профессиональной активности, понимаемая как важнейшее качество личности, которое выражает ее творческое отношение к различным сторонам жизни, в том числе и к самому себе. В педагогической практике определятся, какова направленность этой активности в профессиональной сфере;

    Разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности: предметную, учебную деятельность обучающихся и ее методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию, овладение методикой исследовательской работы;

    Формирование в условиях естественного педагогического процесса рефлексивной культуры, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.

Указанные составляющие педагогической практики будущего учителя определяются следующими целевыми установками:

    Развитие профессиональной компетентности педагога, личностно-гуманистической ориентации, системного видения педагогической реальности;

    Формирование предметной области, рефлексивной культуры;

    Овладение педагогическими технологиям и способностью к интеграции с педагогическим опытом.

В ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только в работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с детьми. Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя. Показатели уровня знаний, умений, личностного развития и творческой активности обучающихся, теснейшим образом связаны с качеством образовательного процесса и являются более значимыми для определения эффективности качества образовательного процесса.

Одной из главных задач педагогической практики является изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, т.е. мониторинга как постоянного наблюдения за каким- либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату.

Прежде чем приступить к анализу качества выполнения студентами основных функций учителя, преподавательской деятельности, рассмотрим трактовки понятия «мониторинг».

В.И. Андреев рассматривает мониторинг как «систему диагностики качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций самообразования образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива».

Матрос Д.Ш., Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова определяют образовательный мониторинг таким образом: «это система организации сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития» .

Таким образом,мониторинг качества образовательного процесса - это наблюдение за состоянием его развития в целях оптимального выбора задач и методов образования.

Технологии мониторинга качества образовательного процесса включают в себя три основных этапа:

    Контроль образовательного процесса;

    Его оценку по различным параметрам;

    Аттестацию образовательного процесса в целом.

Для реализации мониторинга качества преподавания необходимы эффективные инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Унифицированным средством экспертизы качества преподавания является анкета. Анкета качества учебного занятия должна моделировать основные признаки урока, лекции, семинара. Только обеспечив необходимое качество измерителя, можно производить оценки качества педагогической деятельности .

Анкета, разработанная А.И. Севруком и Е.А. Юниной весьма доступна и очень удобна в использовании, так как легко встраивается в существующую систему, дает возможность всесторонней диагностики и оценки деятельности учителя, что позволяет планировать оказание ему помощи по повышению профессионального мастерства. Анкета характеризуется оптимальным количеством пунктов, по которым вполне реально оценить качество проведенного урока. Конкретность формулировок пунктов анкеты позволяет использовать балльную систему оценки. Если каждый реализованный пункт анкеты оценивается одним баллом, то сумма баллов отражает интегральный рейтинг качества деятельности учителя на уроке. Все выделенные признаки анкеты характеризуют ее как объективное и эффективное средство оценки качества преподавания не только в общеобразовательной школе, но и в профессиональных образовательных учреждениях.

Нами было проведено исследование качества образовательного процесса с использованием анкеты качества урока, разработанной А.И. Севруком и Е.А. Юниной , при прохождении студентами преддипломной практики по дополнительной квалификации «Преподаватель» Педагогического института Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова.

Для анализа качества занятий практикантов, было проведено анкетирование студентов по пунктам анкеты матрицы (таблица).

Пункты анкеты

2006-2007 учебный год

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

2009-2011 учебный год

1. Цель эксперта

2. Уверенно владеет учебным материалом

3. Качественная речь

4. Ненасильственные приемы обучения

5. Устанавливает межпредметные связи

6. Использует:

а) социальный опыт

б) раздаточные наглядные материалы

в) динамические дидактические материалы

7. Дает разноуровневые задания

8. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов

9. Поощряет:

а) инициативу и самостоятельность обучающихся

б) индивидуальные учебные достижения обучающихся

10. Реализует экзистенциальную направленность образования

11. Обращает внимание на качество речи обучаемых

12. Во время заканчивает урок, занятие

13. Использует приемы педагогических технологий:

а) дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения

б) проблемного обучения

в) диалогового обучения

г) рефлексивного обучения

д) коллективной мыслительной деятельности

е) здоровьесберегающие методики

В таблице показаны реализация пунктов анкеты качества урока практикантами и суммарное количество полученных баллов по учебным годам. Диаграмма построена на основе обобщенных данных анкетирования по 36 занятиям, проведенным студентами-практикантами в разных учебных группах и пока-зывает осредненные по всем наблюдениям данные о качестве образовательного процесса по учебным годам. Данные о качестве образовательного процесса по учебным годам решают задачи получения информации обратной связи (проблему контроля) и соотнесения реально полученных результатов образовательного процесса с планировавшимися результатами, с целями (проблему оценки). Чем больше пунктов реализовано, тем выше качество преподавания. По совокупности наблюдений производится оценка преподавания. Из таблицы видно, что сумма полученных баллов практикантами составляет в среднем половину от максимального количества, но затрагивает самые важные пункты анкеты. Это говорит о подготовленности студентов-практикантов к преподавательской деятельности.

Анализ результатов анкетирования показал, что практиканты умеют ставить цели развития личностных качеств обучающихся и реализовывать их средствами учебного предмета. Уверенно владеют учебным материалом. Практикантами использованы ненасильственные приёмы обучения, т.е. отсутствовали отрицательные реплики, не перебивали учащихся, не навязывали свою точку зрения, Широко использовали раздаточные наглядные статистические материалы и динамические дидактические материалы. Умело использовали интерактивную доску, качественные презентации и слайды. На всех занятиях эффективно использовали приемы диалогового обучения, проводились интересные дискуссии, в которых активно участвовали студенты. В конце каждого занятия проводились рефлексии практикантов и студентов.

По матрице (см. таблицу) можно определить, какие из пунктов анкеты не реализованы на занятиях, например: практиканты испытывали трудности, связанные с установлением связи с другими предметами, с интеграцией учебного материала из разных сфер знаний, жизнедеятельности человека. На занятиях недостаточно используют стимулирование: аргументации ответов, поощрения инициатив и самостоятельности, индивидуальных учебных достижений студентов. Не реализованы приемы педагогической технологии проблемного обучения и формы коллективной мыслительной деятельности.

В ходе анализа исследования мы выявили пригодность анкеты для наиболее важных обобщенных оценок качества педагогической деятельности.

Таким образом, педагогическая практика студентов является обязательной составляющей учебного процесса, во время которой происходят реализация усвоенных на лекциях и семинарах способов деятельности, образовательных технологий, воплощение в жизнь идеалов образования. Педагогическая практика своеобразная проверка правильности сделанного выбора, способностей, интересов, ценностей. Одновременно проверяются качества профессиональной подготовки студента на конкретном рабочем месте, в реальной ситуации. В ходе практики студентам предоставляется возможность реального педагогического взаимодействия с учащимися и освоения школьной действительности с позиций педагога.

В ходе проведения итоговой рефлексии по педагогической практике студенты отметили, что они:

Аманбаева Л.И., д.п.н., профессор педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск;

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.

Работа поступила в редакцию 11.04.2012.

Библиографическая ссылка

Жиркова З.С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ – ПОДГОТОВКА К ОСНОВНЫМ ВИДАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6-2. – С. 360-364;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29992 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

«тюменский государственный университет»

Филиал ТюмГУ в г. Ишиме

УТВЕРЖДАЮ

Директор филиала

НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для магистрантов направления подготовки

44.04.01 – Педагогическое образование (уровень магистратуры)

Направление подготовки

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

заочная

Объем 22 стр.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-иссследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5)

6. Перечень планируемых результатов обучения по практике:

В результате прохождения научно-педагогической практики студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать: сущность и содержание педагогической деятельности; методологию и методы профессионально-педагогических исследований; основные методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии;

уметь: анализировать учебно-методические материалы, программы учебных дисциплин, курсы лекций, планы семинарских занятий, научно-методические материалы, тематику научных направлений кафедры; разрабатывать конспекты учебных и внеаудиторных занятий и технологических карт по отдельным учебным дисциплинам; разрабатывать методическую базу для анализа и проведения самостоятельной педагогической деятельности; самостоятельно проводить учебные и внеаудиторные занятия по плану учебной дисциплины.

владеть: системой профессионально-педагогических знаний и умений; навыками самостоятельной научно-педагогической деятельности; навыками выступления перед аудиторией.

7. Место и период проведения практики

Педагогическая практика проводится на базе учреждений СПО.

Критерии выбора образовательных учреждений в качестве базы практики:

Укомплектованность учреждения кадрами педагогов профессионального обучения, обладающими высоким профессиональным уровнем;

Благоприятный психологический климат;

Достаточный уровень оснащенности учебных кабинетов и производственных мастерских;

Наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т. д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе работы педагога профессионального обучения.

Научно-педагогическая практика проводится на 1-ом курсе в 1 семестре в течение 3-х недель.

8. Структура и содержание практики

Общая трудоемкость практики составляет 3,6 зачетных единиц, 162 часа, из них часов, выделенных на контактную работу с преподавателем.

Научно педагогическая практика включает в себя три этапа: Подготовительный, рабочий, итоговый.

Подготовительный этап практики включает в себя решение всех организационных вопросов. Он начинается с установочной конференции, в рамках которой магистранты знакомятся с программой, задачами практики и формами отчетности по ней, согласовывают с руководителем требования к своей деятельности, решают другие необходимые вопросы.

Рабочий этап практики включает знакомство магистранта с учреждением, в котором он будет проходить практику, составление индивидуального плана работы, практическую деятельность в соответствии с этим планом. В течение рабочего этапа магистрант выполняет основные задания практики, анализирует и фиксирует в дневнике полученные результаты.

В ходе итогового этапа магистрант в течение 10-ти дней с момента окончания практики оформляет отчет по практике , получает письменный отзыв группового руководителя, в который вносится оценка работы практиканта.

Разделы (этапы) практики

Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов

Трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля

1. Подготовительный

Ознакомление с материально-технической базой ОУ и методическим обеспечением образовательного процесса.-

2. Ознакомление с организацией планирования и учёта учебно-воспитательной работы в ОУ

3. Ознакомление с нормативными документами планирования, организации и реализации образовательного процесса в ОУ (по профилю преподаваемых дисциплин

1. 1.Запись в дневнике

2.Запись в дневнике

3.запись в дневнике

1.Посещение и анализ лекционных, семинарских и практических занятий у ведущих преподавателей в соответствии с профилем преподавания.

2. Подготовка и проведение лекционных (не менее 3-х, одно из них зачетное), семинарских и практических (не менее 3-х, одно из них зачетное)

5. Подготовка аннотации на раздел учебного пособия .

6. разработка тестовых заданий по учебной теме для оценивания процесса обучения

7.Взаимопосещения учебных занятий (не менее 5-и)

Анализ 3-х занятий с разными целями.

2.Планы или технологические карты занятий с их методическим обеспечением (с использованием современных средств: мультимедийные, аудио, видео и др.)

3. Картотека литературных источников по педагогике и технологии профессионального обучения, преподаваемой дисциплине

5. Аннотация на раздел учебного пособия

6. Тесты для контроля знаний обучающихся

7. Протоколы и анализ эффективности просмотренных занятий

3. Итоговый

Анализ проделанной работы, рефлексия, Итоговая конференция.

Дневник, отчет о проделанной работе

Универсальная справочно-информационная полнотекстовая база данных “East View”

сторонняя

http://dlib. /

ООО "ИВИС".

Договор № 64 - П от 01.01.01 г. на период с 04 апреля 2014 года до 03 апреля 2015 года.

Электронная библиотека: Библиотека диссертаций

сторонняя

http://diss. rsl. ru/?lang=ru

подписка ТюмГУ (1 рабочее место, подписка в 2015 г.)

Межвузовская электронная библиотека (МЭБ)

корпоративная

http://icdlib. nspu. ru/

Совместный проект с ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

Автоматизированная библиотечная информационная система МАРК-SOL 1.10 (MARC 21) (Электронный каталог) библиографическая база данных

сторонняя

локальная сеть

Научно-производственное объединение «ИНФОРМ-СИСТЕМА». Гос. контракт № 000 от 01.01.2001 г., бессрочно

12. Перечень информационных технологий , используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

Программное обеспечение современными информационно–коммуникационными технологиями - рабочей программой не предусмотрено.

13. Материально-техническое обеспечение практики

Учебные аудитории; технические средства обучения (аудио-, видеоаппаратура, мультимедийный проектор, экран, компьютеры); носители информации (DVD и SD аудио, OSB – накопитель); учебно-наглядные средства (мультимедийные презентации к лекционным и практическим занятиям).

14. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Для успешного прохождения научно-педагогической практики целесообразно использовать следующие материалы:

Примерная форма дневника

Приложение 2

Индивидуальный план работы

«Утверждаю»:____________
Руководитель магистерской
программы
Ф. И.О.__________________

«__»______________20___г.

Индивидуальный план работы

магистранта __________________на период с____по_______________20___г.

Виды
деятельности

Срок выполнения

Отметка о
выполнении

Примечания

проходил (а) научно-педагогическую практику ОУ____________________________
_______________________________________________________________________
За период научно-педагогической практики с ___ по __________ 20____года он (а) показал (а) себя_________________________________ (оценка отношения к практике, уровень теоретической подготовленности, своевременность выполнения заданий и поручений, аккуратность в ведении документации, активность в работе, инициативность, дисциплинированность).

Проведение учебно-методической работы ___________________________________

_______________________________________ (оценка уровня владения педагогическими знаниями, умениями и навыками, умение управлять группой, творческий подход к построению и проведению учебных занятий, отношение студентов к преподавателю-практиканту).

При проведении занятий практикант (ка) ______________________ показал (а)___________________ (степень владения технологией профессионального обучения, методами получения обратной связи, профессиональная эрудиция).

Выполнение заданий руководителя практики и куратора студенческой группы______________________________________

Оценка за практику:_______________________________________________________

Руководитель практики____________________________________________________
Куратор группы ________________________________________
«____» ____________ 20____г.

Дополнения и изменения к рабочей программе на 2014/ 2015 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1.Структурно-содержательный компонент рабочей учебной программы в связи с переходом на стандарты ФГОС ВО.

2. Скорректировано учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля), в соответствии с предъявляемыми требованиями стандарта.

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры педагогики и психологии «20» апреля 2015 г.

Заведующий кафедрой ____________________________ / /

1

В статье обсуждаются проблемы подготовки учителя начальной школы в условиях прикладного бакалавриата. Описаны инновационные формы учебного процесса, обеспечивающие самоопределение студентов, получение ими личностного опыта, формирование их профессионального самосознания. Показано, что важнейшим условием решения задачи профессионального самоопределения является погружение студентов в реальную педагогическую практику, начиная с первых дней обучения. Выявлены особенности организации педагогической практики студентов для развития их профессионального самосознания: 1) начальное игровое погружение в педагогическую проблематику, 2) ее сетевой и межвозрастной характер, 3) непрерывность, 4) включение заданий по практике в академические дисциплины семестра. Усложнение традиционных задач педагогической практики по мере взросления студента (от первичного столкновения с педагогической реальностью через пробы с сопровождением к самостоятельному педагогическому действию) параллельно ведет к усложнению и детализации образа себя как будущего педагога. Доказано, что сочетание классического университетского обучения и постоянной педагогической практики приводит к возможности интеграции студентом теории и практики и повышает уровень профессионального самосознания будущего педагога.

профессиональное самоопределение

подготовка учителя начальных классов

практика

1. Ефлова З. Б. Позиционирование педагога как требование и проблема внедрения ФГОС нового поколения // Герценовские чтения. Начальное образование. Т. 3. Вып. 1. Начальное образование: соответствие стандарту. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2012. – 386 с. – С. 307-313.

2. Лаврентьева Е. А. Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы // Высшее образование в России. – 2014. – № 5. – С. 54–60.

3. Лукина А. К. Особенности мотивации студентов – будущих педагогов //Материалы международной научно-практ. конф. Достижения высшей школы 15–22 ноября 2014 г. София, 2014.

4. Попованова Н. А., Шадрина М. А. Структурно-функциональная модель профессиональной компетентности будущего педагога // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2015. – № 2. – С.82-88.

5. Профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года.

6. Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школьная пресса, 2000. – С. 320-336.

7. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.

Реформа образования в России требует нового учителя, носителя гуманистических ценностей, владеющего современными образовательными технологиями. Современный этап общественного развития в России характеризуется высоким уровнем неоднородности детского сообщества, что требует от учителя толерантности, способности к распознаванию проблем ребенка и выбору (поиску, созданию) адекватных средств их решения . Роль учителя начальной школы, по нашему мнению, заключается не только в создании условий для развития и становления личности ребенка как субъекта учебной деятельности , но, прежде всего, в эмоциональном развитии, формировании позитивного самоотношения и самооценки, уверенности в себе, умения устанавливать отношения со сверстниками. Э. Эриксон называл этот период «трудолюбие против чувства неполноценности» .

Успешность профессиональной подготовки будущих педагогов определяется осознанностью выбора будущей профессии, адекватностью представлений студентов о содержании педагогической деятельности, о тех качествах личности и профессиональной компетентности, которыми они должны овладеть. Н. А. Попованова и М. А. Шадрина показали, что значимым компонентом профессиональной компетентности будущего педагога является личностный опыт студента, который может быть сформирован только при его включении в реальную профессиональную деятельность .

Целью нашей работы стало выявление особенностей организации практики будущих учителей начальных классов для создания условий профессионального самоопределения студентов - будущих педагогов.

Материалом для написания статьи послужили данные опросов студентов прикладного бакалавриата Сибирского федерального университета (СФУ) по профилю «Учитель начальных классов», проведенных в 2014-2016 гг., студенческие дневники практик, их рефлексивные отчеты об учебных событиях, материалы студенческих творческих отчетов о завершенном этапе практики. Работа велась в рамках эксперимента.

Методы исследования: опрос, полуструктурированное интервью, анализ продуктов учебно-профессиональной деятельности студентов (дневников практик, рефлексивных отчетов, творческих презентаций).

Опрос о мотивах поступления студентов-первокурсников СФУ по профилю «Учитель начальных классов» от 2014 года показал, что только 8% поступивших не испытывали колебаний, а 2/3 опрошенных испытывали серьезные сомнения в выборе будущей профессии. Треть опрошенных выбрали это направление в силу невозможности получения той профессии, которую им действительно хотелось бы получить. Ведущим мотивом выбора направления обучения для 82 % опрошенных является «работа с людьми», что позволяет говорить об общегуманитарной направленности большинства студентов .

В первые дни учебных занятий 2014 и 2015 годов нами был проведен опрос студентов - будущих учителей начальных классов относительно их представлений о качествах личности, важных для педагогической деятельности. Важнейшими были названы такие качества, как: профессионализм, компетентность , терпимость, тактичность, доброта, организаторские способности, авторитетность, справедливость, человечность, ответственность, порядочность. За общегуманистическими образами педагога у студента пока нет представления о сущности педагогического труда, о тех требованиях, которые предъявляет педагогическая профессия к её носителю. Это тормозит развитие адекватной учебной мотивации студента и его проектирование собственного профессионального развития .

Средством обогащения индивидуального опыта студента может быть реализация программ прикладного бакалавриата, смысл которого - обучение через раннее включение студентов в реальную педагогическую деятельность и создание условий для рефлексии этой деятельности. Этот подход делает возможным работу в «зоне ближайшего развития» самого студента. Приобретение студентами опыта взаимодействия с детьми и с будущими коллегами, опыта педагогической деятельности дает связь теоретического обучения и непосредственной практики. Этапность и событийность учебного процесса, когда событие понимается как оформление завершенного этапа учебной или практической деятельности, позволяет обеспечить осмысленность деятельности студента на практике .

В целях построения более адекватного образа профессионала и обеспечения более глубокого понимания смысла педагогической профессии был проведен интенсивный семинар (организационно-деятельностная игра), состоящий из нескольких этапов:

  • Запуск игрового действия.
  • Поиск путей решения игровой проблемы.
  • Выделение профессионально-педагогического содержания игры.
  • Выход из игрового действия на самопознание и обнаружение собственных установок на профессиональное образование.
  • Знакомство с дисциплинами и местами практики в 1 и 2 семестрах, уточнение и присвоение образовательных задач.

Для того чтобы практика студентов-педагогов обеспечивала построение адекватного образа профессии, самопознание и профессиональное самоопределение студентов-первокурсников, она должна быть построена с учетом их возрастных особенностей, а также особенностей их социальной ситуации. Мы видим три характеристики студенческой педагогической практики, существенно влияющих на становление и развитие профессионального самосознания будущих учителей: 1) непрерывность в течение всего учебного семестра; 2) возможность для сотрудничества со студентами других курсов и других ступеней образования; 3) включение заданий по практике в академические дисциплины семестра.

Прежде всего, практика должна быть непрерывной, т. е. продолжаться на протяжении всего учебного года. Непрерывность практики обеспечивает развития способности студента строить со-бытийную общность с учениками и педагогами школы, формирует чувство ответственности, позволяет видеть плоды и результаты собственной деятельности.

Важная особенность этой практики - ее межвозрастной и сетевой характер. На практику одновременно выходят студенты различных курсов бакалавриата и магистратуры, а также студенты педагогического колледжа. Такой подход позволяет обеспечить: 1) взаимную представленность различных студенческих возрастов и уровней образования; 2) само- и взаимообучение через совместное решение задач практики, участие в совместной деятельности; 3) формирование способности к совместной педагогической деятельности.

Третья важная особенность этой практики - её органичная включенность в целостную систему учебной деятельности студента, включающую такие элементы: «учебный предмет» - «практика» - «событие» - «исследование» - «рефлексия» - «постановка вопроса». Учебный предмет даёт некоторое теоретическое знание, которое становится присвоенным только в результате проверки его на практике, открытии и переоткрытии его в собственной исследовательской деятельности. Поэтому в рамках каждого учебного предмета студентам формируется задание, которое студент выполняет на практике, закрепляя тем самым полученное знание, осваивая применение знания в реальной педагогической ситуации. Качество выполненного задания, а также образовательный прирост студента отслеживается преподавателем учебной дисциплины. Вместе с тем выполнение заданий на практике, участие в организации жизнедеятельности детей в школе ставят перед студентом новые вопросы и проблемы, ответы на которые он ищет в ходе теоретического обучения.

Задачи практики меняются по мере взросления студента. В первом семестре основная задача - «почувствовать» ребенка и себя во взаимодействии с ним. Это осуществляется за счет организации свободного времени школьников, проведения активных перемен, помощи в подготовке и проведении внеурочных мероприятий, помощи в выполнении детских домашних заданий. Групповое выполнение большинства заданий практики дает возможность «деятельного» знакомства с одногруппниками и студентами других ступеней образования, что обеспечивает впоследствии качественное учебное, профессиональное и личное общение. Первичное деятельное столкновение с педагогической реальностью дает возможность студенту избавиться от массы иллюзий; увидеть школу уже не учеником, но возможным будущим учителем. Это ведет к уточнению собственных представлений о труде учителя, об ученике, о своем месте в этой школьной реальности.

Задача практики второго семестра - понять урок и его внешнюю организацию; совершить реальное действие с группой детей во внеурочном пространстве, что обеспечивает укрепление студента в своем педагогическом самоопределении, дает представление о педагогическом сотрудничестве и запускает новый виток внутриличностной работы студента.

В третьем семестре происходит углубление задач предыдущих семестров, а также разработка проекта собственного урока и проба его проведения. Общая задача практики этого этапа студенческой жизни - профессионально-педагогическое самоопределение студентов, проба установления доверительных отношений с ребенком во внеурочной деятельности, наблюдение за деятельностью учителя, проба организаторского действия с группой детей.

В течение 4-8 семестров на практике традиционно будущие педагоги усваивают и отрабатывают методики и технологии построения учебного процесса в младшей школе, постепенно наращивая свой исследовательский потенциал. Задачи педагогического самоопределения должны стать сопутствующими и цементирующими их профессионального инструментального оснащения.

На всех этапах практики большое внимание уделяется развитию рефлексивных способностей студентов: от них требуется не только описать проведенные мероприятия, заполнить дневник практик, но и ответить на вопросы о собственных затруднениях, способах их разрешения, взаимодействии в группе студентов, отношениях с наставниками практики, с родителями учеников, с администрацией. По итогам семестровой практики проводятся совместные студенческие конференции, где будущие учителя в минигруппах в форме творческих презентаций размышляют о достигнутом и неудавшемся. Важно, что конференция, так же как и практика, межвозрастная и сетевая: есть чему учиться друг у друга, создавая прототип собственного профессионального сообщества.

По итогам практики первого года обучения более 80 % студентов отметили, что они проводили внеучебные мероприятия, активные перемены, психологические исследования; 63 % - осуществляли наблюдение за деятельностью учителя, детьми и их взаимодействием; почти половина оказывали помощь в выполнении домашних заданий во время работы группы продленного дня, работали с документами, и т.д. Таким образом, очевидно, что деятельность студентов была достаточно разнообразной и охватывала различные компоненты профессиональной деятельности учителя.

Отвечая на вопрос о развитии компетенций в ходе практики, значительная часть студентов отмечала развитие коммуникативных, организаторских способностей, инициативности, самостоятельности, стрессоустойчивости. Четвертая часть студентов отметили, что уже могут применять на практике знания из психологии личности, социальной психологии и теории учебной деятельности, т.е. из того, что узнали на учебных дисциплинах, а у 12 % повысился интерес к дальнейшей работе с учениками, к профессии учителя. Также студенты отметили, что стали более уверенными, сдержанными, «волнение при общении с классом ушло», стали внимательно относиться к детям, к каждому ребенку, стали более опытными, больше узнали о жизни класса - 35 %, 8 % отметили, что приобрели необходимые знания по организации развивающих уроков.

Также появились новые трудности, которые студенты не отмечали в течение прохождения практики, но заговорили о них в конце года, а именно: агрессивное поведение детей, в основном мальчиков, и неумение с ним справиться - эту сложность отмечали более трети студентов. Пятая часть студентов испытывала трудности в работе с детьми-инофонами, фиксировали недостаток своих компетентностей в этой сфере. Эта отсроченная фиксация затруднений ценна и может говорить о внутреннем усложнении образа ученика и ребенка и образа себя как ответственного за изменения в этом ученике, ребенке.

Отрадно, что значительная часть студентов стали осознавать роль ответственности в деятельности педагога. Они отмечают, что педагог закладывает фундамент, основу для становления личности ребенка, что «от педагога зависит будущее ребенка», «педагог начальных классов - это вторая мама». Причем, на втором курсе значительно увеличивается количество студентов, которые считают, что «профессия педагога очень ответственная», и отмечают развитие этого качества у себя. В опросе в конце 3 семестра студенты отметили, что практика помогает им лучше понимать детей, видеть свои пробелы в знаниях, развивать профессионально важные качества.

Надо отметить, что практика повлияла и на изменения отношений студентов с преподавателями университета - руководителями практики: почти вдвое (с 80 до 45 %) уменьшилось количество тех, кто не понимает, как выполнять задания практики, около 40 % отметили, что им стало «проще, так как они имели опыт, и знали конкретную цель практики»; многие стали отмечать возникновение совместной работы со школьными учителями, здесь прослеживается положительная динамика. Если во втором семестре только 12 % студентов отмечали наличие доверительных отношений с учителями, то по итогам 3-го семестра 25 % студентов отмечают, что «учитель стал больше нам доверять» и «пришло понимание, что наставник всегда готов нам помочь». Это важный момент, который говорит нам о встраивании студентов в учебно-профессиональное педагогическое сообщество, о создании событийной общности и сотрудничества между учителем и студентом-практикантом. От учителя в первую очередь студент получает основную помощь и приобретает необходимые навыки, нужные в педагогической сфере. Практикант наблюдает за учителем, учится у него, анализирует его действия и пробует сопоставлять и применять эти действия к себе.

По последним опросам с 23 % до 40 % выросло количество студентов, точно принявших решение стать учителями. Все из этих 40 % в своих самоотчетах на вопросы о причинах своего решения отмечают положительную роль практики: описывают из своей учебной практики ситуации-вызовы, ситуации успеха, ситуации-удивления.

Однако также существенно увеличилось количество «сомневающихся» - с 23 % до 35 % от общего числа студентов. Мы считаем это также положительной динамикой развития профессионального самосознания будущих педагогов. Это говорит об их серьезном отношении к выбору будущей профессии, к содержанию педагогического труда, развитии рефлексивных способностей, роль которых необычайно важна в деятельности педагога .

Воздействие практико-ориентированных форм учебной работы и собственно педагогической практики на профессиональное становление студентов - будущих педагогов многопланово. Можно выделить общие, типичные результаты:

Уточнение студентами конкретных знаний о профессии педагога, формирование проблемного поля освоения и развития педагогической деятельности.

  1. Постановка студентами ценностно-смысловых вопросов педагогической деятельности, профессионально-педагогическое самоопределение, осознание своих возможностей в осуществлении педагогической деятельности.
  2. Вхождение в педагогическую среду и культуру, развитие рефлексивных способностей, социальных и профессионально- педагогических компетенций
  3. Формирование у студентов установки на учебу, на осмысление своих ресурсов и дефицитов как профессионала.
  4. Группообразование, знакомство, формирование студенческой событийной общности, являющееся важным условием личностного развития студентов.

Библиографическая ссылка

Лукина А.К., Волкова М.А., Воронина Н.Б. РОЛЬ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24252 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png