ВВЕДЕНИЕ

Практическая работа студентов, осуществляемая во время учебной и производственной практик, является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов. Она обеспечивает связь теоретического обучения с инженерной производственной деятельностью.

Практическая подготовка способствует развитию у студентов умений и навыков, регламентированных квалификационной характеристикой инженера - электромеханика по специальности 140610 – Электрооборудование и электроснабжение организаций, предприятий и учреждений, и проводится по сквозной программе, охватывающей все виды практик.

Каждая практика представляет собой этап непрерывной подготовки молодого специалиста. Задачи каждого этапа преследуют конкретные цели и, в то же время, обеспечивают преемственность практик, образуя единую систему подготовки специалистов.

На основе непрерывной практической подготовки достигается основная цель практик - закрепление и расширение знаний, полученных студентами в процессе обучения в институте, путем глубокого изучения работы предприятий (организаций), овладения передовыми методами труда и управления, профессиональными навыками, приобретения опыта организаторской и воспитательной работы в производственном коллективе.

При разработке данной программы использованы Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 140610 – Электрооборудование и электроснабжение организаций, предприятий и учреждений , СТП 053-2.04-92 КубГТУ - Производственная практика. Порядок организации и контроль , Сквозная программа и методические указания по практике для студентов всех формы обучения специальности 1813 - Электроснабжение промышленных предприятий, городов и сельского хозяйства .

Организация и руководство практической подготовкой студентов

В соответствии с учебным планом специальности 140610 – Электрооборудование и электроснабжение организаций, предприятий и учреждений (протокол ученого Совета КубГТУ № 3 от 31.06.96) предусматриваются практики, указанные в таблице 1.



Таблица 1- Практика студентов специальности 140610

Для руководства каждой практикой назначаются руководители от кафедры и предприятия (организации), где студент проходит практику.

Руководитель практики от кафедры обязан:

1. За два месяца до начала практики подготовить и сдать в деканат проект приказа о направлении студентов на практику, подписанный заведующим кафедрой.

2. За неделю до начала практики обеспечить проведение организационных мероприятий, в том числе, инструктаж о порядке прохождения практики, а также по обеспечению безопасности жизнедеятельности на данном предприятии. Познакомить каждого студента со сквозной программой (перед ознакомительной практикой), выдать дневник практики, индивидуальное задание с методическими указаниями, утвержденное заведующим кафедрой, и направление на практику. Проконтролировать в деканате получение студентами, отъезжающими в другие города, командировочных удостоверений.

3. В период прохождения практики совместно с руководителем от предприятия организовать ознакомительную экскурсию по предприятию, учебные занятия (лекции, семинары), групповые и индивидуальные консультации, студенческие бригады для выполнения сложных производственных заданий, экскурсии на родственные предприятия, руководство научно-исследовательской работой студентов. Контролировать участие студентов в общественной работе коллектива, проверять создание на предприятиях нормальных условий труда и быта студентов, и проведение со студентами инструктажей по организации жизнедеятельности на данном предприятии.

4. По окончании практики проверить наличие всех документов по практике, полноту, правильность и качество выполнения заданий, организовать студенческую конференцию по результатам практики, принять участие в работе комиссии по защите отчетов.

Администрация предприятий обязана:

1. Обеспечить и провести практику в соответствии с заключенным с институтом договором и настоящей программой.

2. Предоставить студентам места для работы, обеспечивающие эффективность практики, создать необходимые условия для приобретения студентами знаний и практических навыков, предоставить возможность пользоваться литературой, технической и другой документацией, оказывать помощь студентам в подборе исходных данных и материалов для выполнения задания на практику.

3.Обеспечивать и контролировать соблюдение студентами правил внутреннего трудового распорядка, налагать взыскания на студентов, поощрять их и сообщать об этом ректору института.

4.Проводить обязательный (вводный и на рабочем месте) инструктаж по организации безопасности жизнедеятельности с оформлением необходимой документации, обучением студентов безопасным методам работы; нести полную ответственность за несчастные случаи, которые могут произойти со студентами во время практики.

Руководитель практики от предприятия обязан:

1. Составить календарный график прохождения практики и организовать прохождение практики в строгом соответствии с графиком.

2. Обеспечить качественной проведение инструктажей по организации безопасности жизнедеятельности на данном предприятии.

3. Осуществлять постоянный контроль над производственной деятельностью студентов; помогать им правильно выполнять задания на данном рабочем месте; ознакомить с передовыми методами труда; консультировать по производственным вопросам; обучать безопасным методам труда; вовлекать студентов в научно-исследовательскую, рационализаторскую и общественную работу на предприятии; организовывать занятия и консультации с ведущими работниками предприятия по научно-техническим, социально-экономическим и правовым вопросам, проводить экскурсии внутри предприятия.

4. Контролировать соблюдение студентами производственной дисциплины, сообщать в институт обо всех случаях нарушения студентами правил внутреннего трудового распорядка и морально-этических норм.

5. Контролировать заполнение дневников и подготовку отчетов студентами, составлять производственные характеристики, содержащие данные о выполнении задания на практику, об отношении студента к работе, его участии в общественной жизни.

Студент-практикант обязан:

За неделю до отбытия на практику:

1.2. Выяснить точно место и сроки практики.

1.3. Сдать в библиотеку литературу, полученную на очередной семестр.

1.4. Получить на кафедре программу практики, направление на практику (письмо директору или гл. инженеру).

1.5. Приготовить 2 фотокарточки размером 3x4 на пропуск.

1.6. Явиться на собрание по практике, проводимое кафедрой,

1.7. Получить индивидуальные задания по практике.

2.Прибыв на предприятие, студенту необходимо:

2.1. Получить пропуск на предприятие.

2.2. Явиться к руководителю практики от предприятия, ознакомить его с программой и индивидуальным заданием, уточнить план и задание применительно к данному предприятию, выяснить порядок пользования документацией, технической литературой, спецодеждой и пр.

2.3. Не позднее следующего дня по прибытию студент обязан приступить к работе. Допуск к работе осуществляется после проведения обязательных инструктажей по организации безопасности жизнедеятельности: вводного и на рабочем месте с оформлением установленной документации и приказа по предприятию.

3. В период практики студент обязан:

3.1. Полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики.

3.2. Подчиняться действующим на предприятии (учреждении, организации) правилам внутреннего трудового распорядка.

3.3 Строго соблюдать правила безопасности жизнедеятельности и производственной санитарии. По возможности, сдать экзамен на квалификационную группу по организации безопасности жизнедеятельности и получить удостоверение.

3.4. Участвовать в научно-исследовательской, рационализаторской и изобретательской работе предприятия или по заданию кафедры.

3.5 Активно участвовать в общественной жизни коллектива предприятия.

3.6. Нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками.

3.7. Готовить эскизы, зарисовки, диаграммы, технологические карты, таблицы, описания и другие материал для составления технического отчета. Технический отчет составляется в период всей практики.

3.8. Обо всех нарушениях хода практики студент обязан ставить в известность руководителей практики от предприятия и института.

4. По завершению практики студенту необходимо:

4.1. Все полученные на месте практики материалы, приборы, чертежи и пр. своевременно возвратить по принадлежности. Сдать пропуск в отдел кадров.

4.2. Представить руководителю практики от предприятия письменный отчет о выполнении всех заданий.

4.3. Получить у руководителя практики от предприятия характеристику и оценку проделанной работы на практике, отчет (с оценкой).

4.4 3ащитить отчет перед комиссией под председательством руководителя практики от института с выставлением окончательной оценки по практике. В случае отсутствия руководителя практики от института отчет защищается перед руководителем практики от предприятия. Студенту обязательно выставляется предварительная оценка за практику. Окончательная оценка выставляется после защиты отчета на кафедре.

5. Возвратившись с практики в институт, студент в течение пяти дней обязан:

5.1. Сдать на кафедру отчет на проверку, руководителю
практики от кафедры.

5.2. Защитить отчет по практике (если он не был защищен на предприятии).

5.3. Выступить с докладом на студенческой конференции по результатам практики.

5.4. Старшему группы сдать на кафедру программы практики.

1

В статье рассматриваются методологические аспекты организации междисциплинарного исследования проблемы практической подготовки студентов-бакалавров в условиях педвуза. Охарактеризованы основные направления решения данной проблемы в контексте повышения качества высшего педагогического образования. Анализируются условия, обусловливающие интеграцию различных методологических подходов в осмыслении динамики данной проблемы с позиций истории, теории и практики высшего педагогического образования. Представлена модель практической подготовки студентов-бакалавров педагогического вуза в контексте междисциплинарного подхода и ее основные компоненты. Акцентировано внимание на понятии практической подготовки, различных связях между компонентами практической подготовки и ее субъектами, динамике процесса практической подготовки студентов в вузе, использовании инновационных технологий в практической подготовке бакалавров. Рассматриваются виды деятельности педагога и обучающихся при реализации проектного подхода. Материалы статьи могут быть использованы педагогами, студентами-бакалаврами психолого-педагогических направлений педагогических вузов.

практическая подготовка

методология

междисциплинарное исследование

проектный подход.

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 2000. – 288 с.

2. Декина Е.В. Приоритетные направления научно-исследовательской деятельности студентов в условиях реализации ФГОС нового поколения / Е.В. Декина // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-1. – С.44-48.

3. Исаев Е.И. Психологическая антропология как составляющая педагогического образования / Е.И. Исаев // Антропологические перспективы психологического образования: сборник научных трудов, посвященный 65-летнему юбилею доктора психологических наук, профессора Евгения Ивановича Исаева. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2017. – 178 с. – С. 5-18.

4. Комптентностный подход в высшем профессиональном образовании: монография / под ред. А.А. Орлова, В.В. Грачева. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012. – 261 с.

5. Кувырталова М.А. Методологические основы междисциплинарного исследования проблемы практической подготовки будущего учителя / М.А. Кувырталова, К.Ю. Брешковская // Методологические проблемы междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании. Сборник материалов Всероссийской сетевой научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 90-летию академика РАО В.В. Краевского. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2016. – С. 206-211.

6. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы формирования личности студента / А.Н. Леонтьев // Психология в вузе. – 2003. – № 1-2. – С. 232-241.

7. Методология педагогики в контексте современного научного знания // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения В.В. Краевского (22 сентября 2016 г.). Редактор-составитель А.А. Мамченко. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. – 382 с.

8. Слободчиков В.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 432 с.

Происходящие в обществе социальные, экономические, политические и кросс-культурные изменения актуализировали проблему подготовки специалистов, проявляющих социальную активность, инициативность, способных к самостоятельным действиям, индивидуализации и организации своей жизнедеятельности, основанному на ценностно-целевых установках современного образования. Данные процессы обусловливают такие тенденции развития отечественного образования, как непрерывность и фундаментальность, вариативность, гуманизация, гуманитаризация, демократизация, что обеспечивает развитие требуемых качеств новой модели подготовки специалиста. Процессы познания и практического преобразования действительности, адаптация к новым социокультурным условиям формируют понимание целостности личности, способной к свободному творчеству и самораскрытию, развитию своей индивидуальности, в том числе в будущей профессии.

Постановка проблемы и цели исследования. Обучение будущих специалистов в условиях вуза предполагает необходимость разработки теоретико-методологических основ проблемы практической подготовки. Высшее учебное заведение можно рассматривать как пространство интенсивной социализации, социокультурного погружения будущего специалиста, интеллектуального, духовного, нравственного, гражданского роста студентов.

Методология. Методологической основой исследования являются:

На философском уровне: философская и психологическая теории деятельности, положения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов);

На общенаучном уровне: работы, связанные с системным (И.В. Блауберг, А.Н. Аверьянов) и междисциплинарным (И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, В.С. Безрукова, О.Д. Листунов) подходами;

На конкретно-научном уровне: антропологический (Б.М. Бим-Бад, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков), личностно-ориентированный подход (В.В. Сериков, И.С. Якиманская); работы в области методологии педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский).

Основное содержание. Учитывая, что методология педагогических исследований предполагает обоснование, прежде всего, научных подходов, методов и средств самой исследовательской деятельности в области педагогики , особенное значение имеют исследования, направленные на осмысление проблемы междисциплинарного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов-бакалавров с целью совершенствования его организации.

По мнению В.М. Полонского, А.А. Орлова, А.П. Тряпицыной, междисциплинарные исследования могут осуществляться в достаточно широком диапазоне - от выбора междисциплинарных подходов и адекватных им методов до построения междисциплинарных исследовательских программ . Психологические и педагогические исследования того или иного явления могут представлять проблемное поле для изучения других наук, целесообразность которых обусловлена характером самого психолого-педагогического знания как разновидности гуманитарной парадигмы .

Первая попытка комплексного междисциплинарного исследования принадлежит американскому психологу С. Холлу, который выдвинул идею о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих учёных - психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Но принцип интеграции знаний, представленный в работах С. Холла, так и не был положен в основу целостного исследования.

Следующее системное обращение к попытке провести междисциплинарное комплексное исследование принадлежало отечественному психологу Б.Г. Ананьеву, который выстроил систему связей психологии с другими науками . Весьма значимыми были его утверждения о том, что современные науки (не только социальные), «поворачиваются» к проблемам человека, но именно психология должна занимать среди них ведущую позицию. Очень важно, чтобы психология имела особую предметность, которой, по мнению автора, может быть связь между предметами и объектами наук - междисциплинарное исследование, направленное на изучение человека.

Практическую подготовку студентов вуза к профессионально-педагогической деятельности в контексте современной точки зрения можно рассматривать в качестве междисциплинарного предмета исследования при относительной его цельности, самостоятельности и замкнутости внутри границ объекта, представленного процессом подготовки психолого-педагогических кадров.

Анализ современных исследований в сфере философии, социологии образования, педагогики высшей школы, практического опыта педагогических вузов позволил выделить ряд основных методологических ориентиров, позволяющих рассмотреть общую концепцию подготовки студента к его будущей практической деятельности:

Соотнесение ценностно-целевых аспектов подготовки с формированием личностной и профессиональной готовности выпускников педвуза реализовывать основные функции по видам деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВО;

Разработка и развитие содержательных и технологических аспектов, обеспечивающих студентов умением грамотно осуществлять психолого-педагогический процесс, исходя из особенностей и специфики направлений образовательных учреждений и ее субъектов;

Установку на непрерывность и преемственность в условиях многоуровневой организации образовательного процесса;

Достижение качества образовательных результатов и др.

Исходя из изложенной выше концепции практической подготовки студентов-бакалавров, представим ее основные компоненты, в качестве таковых могут выступать: понятие практической подготовки, ее целей и структуры; практическая подготовка как система и подсистема в образовательной среде вуза; различные связи между компонентами практической подготовки и ее субъектами; динамика процесса практической подготовки студентов в вузе; использование инновационных технологий в практической подготовке бакалавров.

Проведенный анализ позволяет констатировать многоаспектность трактовки понятия практической подготовки. Под практической подготовкой мы понимаем деятельность, направленную на углубление и систематизацию предметных знаний, на приобретение практических навыков в процессе прохождения различных видов практик, выполнения практических заданий, курсовых проектов и включение студентов во внеучебную деятельность. Такой подход представляется нам несколько расширенным, в отличие от другого подхода, который имел место в истории высшего педагогического образования и предполагал под практической подготовкой только участие студентов в различных видах практики.

Междисциплинарный подход позволяет выстроить целостное видение основных принципов практической подготовки, сформулированных исследователями в контексте философского, педагогического и психологического знания: связь теории и практики; последовательное и системное развитие профессиональных умений и навыков; непрерывности; самостоятельности и активности, ориентированных на освоение основных функций и видов будущей деятельности; ответственности за результаты практической деятельности; рефлексии и профессионального саморазвития и самообразования др.

Не менее важным является вопрос о целях и задачах практической подготовки студентов-бакалавров, которые нуждаются в уточнении. Если в основу целеполагания положить личностный, деятельностный и системный подходы, то и формулировка целей практической подготовки студентов будет включать соответствующие компоненты, представленные в системе горизонтальных и вертикальных (по видам практик) связей. Также необходимо учитывать иерархичность целей и задач, принимая во внимание точку зрения психолога А.Н. Леонтьева на задачу, как цель, данную в конкретной ситуации. Если учитывать, что основной целью профессиональной подготовки студентов в педвузе является становление психолого-педагогической направленности их личности, готовности к работе в социально-образовательной среде, то общими задачами практической подготовки могут стать: становление ценностного отношения к избранной профессии, учащимся в ходе ознакомления с реальной образовательной средой; развитие педагогического мышления посредством решения педагогических задач, возникающих в образовательно-воспитательном процессе; формирование основных умений и навыков в соответствующих видах практической психолого-педагогической деятельности; развитие профессионально-личностных качеств, становление субъектности на основе рефлексии результатов практической деятельности, формирования потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.

Практическая подготовка обучающегося обусловлена потребностью обеспечения высокой эффективности обучения, воспитания и развития личности и индивидуальности студента посредством внедрения инновационных форм и методов организации их образовательной деятельности, позволяющей проектировать и самостоятельно решать профессиональные задачи.

В рамках практического компонента осуществляется интеграция учебной и научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей, развитие инновационных форм участия студентов в индивидуальных, групповых и коллективных формах НИР, развитие системы научного руководства и наставничества научно-исследовательской работой студентов с привлечением ведущих ученых-исследователей. Научно-исследовательская деятельность способствует формированию профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач. Включение студентов в научно-исследовательскую работу целесообразно начинать с первого курса. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что «первокурсник вступает в вузовскую жизнь с ожиданием чего-то нового и если в дальнейшем мотивы его учебной деятельности не сдвигаются на содержание науки, то он может утратить свой первоначальный энтузиазм и овладение знаниями может превратиться для него только в средство для получения диплома» . На протяжении первого-второго курсов студентов знакомят с основами и элементами научных исследований психолого-педагогического направления, развивают навыки самостоятельной работы, профессиональные качества. Участие в проблемной группе на первом курсе позволяет определить сферу научных интересов, повысить уверенность студентов в своих способностях, развить профессиональную направленность. На втором-третьем курсе студенты включаются непосредственно в научно-исследовательскую работу, работая по индивидуальным научным темам, представляя результаты исследований на студенческих научно-практических конференциях, конкурсах и т.д. На третьем-четвертом курсах важна практическая работа на экспериментальной площадке, разработка проектов, грантов, участие в исследовательской работе по заказу определенной организации . Для более эффективной практической подготовки студентов в вузах функционируют студенческие научные общества. На протяжении обучения студент может принять участие в следующих индивидуальных, групповых и коллективных формах научно-исследовательской работы: предметные кружки и проблемные группы, семинары, конференции, «круглые столы», фестивали, форумы, олимпиады, выставки, конкурсы проектов и др.

Для углубления и систематизации практической подготовки важно, чтобы студент делал предметом усвоения содержание предстоящих видов деятельности. Волонтерская деятельность, стажировка, практика на базе психологической службы вуза, конкурс проектов способствуют введению студентов в сложности профессиональной ситуации, «погружая» их для пробы себя в будущей профессиональной деятельности.

Формирование у обучающихся профессионального самоопределения и навыков поведения на рынке труда осуществляется в процессе прохождения различных видов практик: учебной и производственной, позволяющих приобрести профессиональные умения и навыки с использованием междисциплинарного подхода, раскрывающего содержательные и организационные аспекты деятельности студентов по освоению средств изучения, понимания, проектирования и конструирования психолого-педагогических условий развития и образования детей и молодежи.

Данная ситуация обусловливает возможность междисциплинарного характера научных исследований процесса практической подготовки обучающихся с учетом различных направлений, уровней методологического знания и социально-возрастных особенностей студенческого периода жизни. С точки зрения психологии период обучения в вузе открывает ступень индивидуализации и совпадает с кризисом юности . Слободчиков В.И. отмечает, что центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени .

Особое внимание в контексте современного образования уделяется владению образовательными технологиями, такими как: информационно-коммуникационные - модульное и контекстное обучение, вебинар, видеоконференция, проблемно-развивающее обучение; проектировочные - мозговой штурм, case-stady, моделирование профессиональной деятельности, выбор оптимальных вариантов; организационно-деятельностные - деловые и ролевые игры; тренинги, мастер-классы, творческие задания и др.; рефлексивно-оценочные - дискуссия, «круглый стол», фокус-группа и др.

Методология проектирования актуальна не только в науке, но и в практической подготовке студентов-бакалавров. Поэтому современная сфера образования актуализирует проектное обучение, позволяющее создавать потребностное будущее, которое помогает прогнозировать его результаты, основанные на интеграции разных знаний, умений и навыков. Потенциал проектной деятельности позволяет реализовать инновационное содержания образования, развитие индивидуальности студентов, их профессионально важных качеств, практическую отработку и реализацию полученных знаний и умений, модели будущей профессиональной деятельности.

Результаты исследования. Анализ представленных методологических подходов к проблеме практической подготовки студентов-бакалавров в педвузе позволяет рассматривать её в структуре следующих составляющих:

Понятие практической подготовки, ее целей и структуры, которая может рассматриваться как система и подсистема в образовательной среде вуза;

Различные связи между компонентами практической подготовки и ее субъектами, что позволяет осуществлять интеграцию учебной, внеучебной и научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей, развитие инновационных форм их взаимодействия;

Динамика процесса практической подготовки студентов в вузе, заключающаяся в прохождении обучающимися различного вида и типа практик, позволяющих приобрести профессиональные умения и навыки по освоению средств изучения, понимания, проектирования и конструирования психолого-педагогических условий развития и образования детей и молодежи на основе междисциплинарного подхода;

Использование инновационных технологий в практической подготовке бакалавров: информационно-коммуникационные; организационно-деятельностные; рефлексивно-оценочные и др.

Заключение. Практическая подготовка студентов-бакалавров в педвузе в контексте междисциплинарного подхода, на наш взгляд, углубляет понимание студентов специфики своей будущей профессиональной деятельности, особенностей работы в учреждениях образования. Поэтому особую роль в успешности практической подготовки будущих специалистов играет комплекс профессиональных и творческих заданий, которые в зависимости от ступени обучения с разной полнотой отражают структуру будущей профессиональной деятельности. В процессе практической подготовки именно навыки исследования, формируемые в процессе реального изучения объекта и профессиональных ситуаций будущих специалистов, служат важнейшим этапом на пути становления профессионала-практика. Погруженность в ситуацию действительности учреждений образования наряду с осмысленными попытками применения и углубления теоретических знаний, полученных в процессе обучения в вузе, полученным заданиям различных видов и типов практик на основе междисциплинарного подхода, обеспечивает эффективность переноса теоретических знаний в практикоориентированную деятельность будущего специалиста. Профессиональная подготовка обучающихся с учетом различных направлений, уровней методологического знания, социально-возрастных особенностей студенческого периода жизни может стать проблемным полем междисциплинарного исследования различных аспектов практической подготовки студентов-бакалавров.

Библиографическая ссылка

Брешковская К.Ю., Декина Е.В., Кувырталова М.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В ПЕДВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27163 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В учебном процессе основной формой обучения было и остается классно-урочная система. С появлением компьютеров и компьютерных информационных технологий эту систему можно сделать более эффективной, интересной и практичной.

Создав учебно-методический комплекс, облегчается труд учителя. Разработанный учебно-методический комплекс поможет учителю в изложении материала по теме, а студенты могут воспользоваться данным учебно-методическим комплексом для самостоятельного изучения, т.к. в нем подробно, систематически и последовательно изложен материал именно по основам логики. Также учебно-методический комплекс содержит упражнения, практические задания для проверки знания, полученного в ходе обучения.

Учебно-методический комплекс содержит тематическое планирование, компьютерные презентации, схемы, планы-конспекты, которые входят в обязательный минимум содержания образования в среднем профессиональном учебном заведении.

Теоретическая подготовка создает определенный фундамент знаний, составляющий профессиональный кругозор специалиста. Практическая подготовка обеспечивает обучение профессиональным знаниям и умениям, охватывающим всю профессиональную деятельность специалиста. Учебное заведение должно обеспечить будущему специалисту эту практическую подготовку в ходе выполнения лабораторных и практических работ, проведения деловых игр, анализе и решении производственных ситуаций, задач, выполнения курсовых работ (проектов), прохождения всех видов учебных производственных практик.

Студенты должны овладеть всеми действиями (операциями), которые им предстоит выполнять в профессиональной деятельности. Однако круг функций специалиста со средним профессиональным образованием шире и разнообразнее, чем круг функций рабочего, и по своему характеру они разнообразнее, чем функции рабочего. Поэтому специалист может работать на разных должностях. Наряду с функциями манипулятивного характера, выполняемыми в точном соответствии с предписаниями (пользование вычислительной, счетной техникой, измерительными приборами, расчетно-графические навыки, процедуры-манипуляции в работе медсестер и др.), в выполнении которых студенты должны достигнуть определенного автоматизма, специалистам среднего звена приходится решать интеллектуальные задачи (аналитические, проектировочные, конструктивные, организаторские), требующие обоснованного выбора принимаемого решения из возможных вариантов на основе анализа исходных данных и стоящих перед специалистом задач. Такие задачи нередко носят комплексный межпредметный характер и требуют значительного времени на их решение. Практически за время обучения студенты не в состоянии прорешать (опробовать решения) все задачи, с которыми они могут столкнуться в своей профессиональной деятельности, работая на разных должностях. Но выделение из них основных типов и обучение их решению на примере специально разработанных учебно-производственных задач, которые могут выполняться студентами как на производственной практике, так и в специально созданных условиях (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры), являются обязательными требованиями к подготовке специалистов среднего звена.

Несколько по-иному приходится подходить к формированию содержания практического обучения в высшей школе. Диапазон задач, решаемых специалистом с высшим образованием, их сложность, новизна постановки в каждом случае требуют прежде всего развития проблемного мышления: способности видеть, осознавать проблему и находить нестандартные решения, пользуясь широким кругом знаний, полученных в процессе обучения, а также уметь самостоятельно отыскивать, приобретать, добывать необходимую информацию и использовать ее в практической профессиональной деятельности. Несомненно, что специалист с высшим образованием тоже должен владеть навыками вычислительной, измери-тельной, расчетно-графической деятельности, уметь пользоваться алгоритмами интеллектуальной деятельности, но и те и другие являются в данном случае инструментом для решения проблемных задач.

Следующий показатель уровня образования - соотношение между общенаучной, обще-профессиональной и специальной подготовкой в рамках теоретического обучения. Общенаучные дисциплины в системе высшего образования занимают значительное место: они не только являются базой для общепрофессиональной подготовки, но и имеют самостоятельное значение, обеспечивая высокий уровень эрудиции специалистов, способствуя овладению логикой научного мышления, историческим взглядом на развитие науки, техники, общества, человека. Именно высокий уровень общей образованности обеспечивает способность специалистов с высшим образованием решать творческие задачи по созданию новых технологий и новой техники, новых методик и новых экономических планов, способствует более глубокому осознанию связей между фактами, явлениями, событиями. Общенаучная подготовка в высшей школе составляет не менее 40%.

В системе среднего профессионального образования студенты получают некоторые общенаучные знания, но, как правило, это только основы наук, которые имеют прикладное значение и интегрируются со специальными дисциплинами, например: «Основы геодезии и их применение в лесном хозяйстве», «Геодезия в строительстве», «Гидравлика и насосы», «Конструкции заданий и сооружений с элементами статики», «Основы электротехники и применение электрической энергии в сельском хозяйстве».

Однако в отличие от начального профессионального образования структура специальных знаний в средних специальных учебных заведениях дается в развернутом виде; учебные дисциплины характеризуют разные компоненты труда: цель труда, предмет и материал труда, средства труда, способы деятельности, организация труда и управление. Значительная доля этих знаний имеет обще профессиональное значение и может быть перенесена в рамках профессиональной группы с одной специальности на другую.

Тип организации учебного процесса подразумевает соотношение объемов обязательных и элективных курсов, обязательной аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы, включение студентов в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу, ее объемы и содержание; предпочтительное отношение к таким организационным формам обучения, как лекция, семинар, деловые игры. Это зависит от установок на предстоящую профессиональную деятельность, от степени самостоятельности студентов и их готовности участвовать в тех организационных формах обучения, которые требуют более высокого уровня интеллектуального развития, инициативности, активности, личной ответственности при выполнении коллективной работы.

Рассмотрим организационные формы обучения, направленные на практическую подготовку студентов.

Лабораторное занятие - форма организации обучения, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ.

Основные дидактические цели лабораторных работ - экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; экспериментальная проверка формул, расчетов; ознакомление с методикой проведения экспериментов, исследований. В ходе работы студенты вырабатывают умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков. Одновременно у студентов формируются профессиональные умения и навыки обращения с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами для проведения опытов. Однако ведущей дидактической целью лабораторных работ является овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опыта.

В соответствии с дидактическими целями определяется и содержание лабораторных работ:

установление и изучение свойств вещества, его качественных характеристик, количественных зависимостей;

  • - наблюдение и изучение явлений и процессов, поиск закономерностей;
  • - изучение устройства и работы приборов, аппаратов и другого оборудования, их испытание,
  • - снятие характеристик;
  • - экспериментальная проверка расчетов, формул;
  • - получение новых веществ, материалов, образцов, исследование их свойств.

Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ.

Дидактическая цель практических работ - формирование у студентов профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных дисциплин.

Так, на практических занятиях по математике, физике, технической механике у студентов формируется умение решать задачи, которое в дальнейшем должно быть использовано для решения профессиональных задач по специальным дисциплинам. На практических занятиях по инженерной графике студенты овладевают навыками выполнения чертежей, необходимыми при выполнении различных графических работ по специальным дисциплинам.

Особенно важны практические занятия при изучении специальных дисциплин, содержание которых направлено на формирование профессиональных умений. В ходе практических работ студенты овладевают умениями пользоваться измерительными приборами, аппаратурой, инструментами, работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию; выполнять чертежи, схемы, таблицы, решать разного рода задачи, делать вычисления, определять характеристики различных веществ, объектов, явлений. Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры. При разработке их содержания следует учитывать уровень сложности специалиста среднего звена.

При отборе содержания практических работ по дисциплине руководствуются перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у специалиста в процессе изучения данной дисциплины. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту. Анализ Государственных требований и содержания учебной дисциплины позволяет выявить умения, овладение которыми возможно в ходе изучения учебного материала.

Таким образом, содержание практических работ составляют:

  • - изучение нормативных документов и справочных материалов, анализ производственной документации, выполнение заданий с их использованием;
  • - анализ производственных ситуаций, решение конкретных производственных, экономических, педагогических и других заданий, принятие управленческих решений;
  • - решение задач разного рода, расчет и анализ различных показателей, составление и анализ формул, уравнений, реакций, обработка результатов многократных измерений;
  • - изучение устройства машин, приборов, инструментов, аппаратов, измерительных механизмов, функциональных схем;
  • - ознакомление с технологическим процессом, разработка технологической документации;
  • - работа на различных машинах, аппаратах, приспособлениях, с измерительными инструментами; подготовка к работе, обслуживание техники;
  • - конструирование по заданной схеме; сборка и демонтаж механизмов, изготовление моделей заготовок;
  • - диагностика качества различных веществ, изделий. Методика обучения студентов решению практических задач требует соблюдения определенной последовательности: полного и четкого выяснения условий; уточнения знаний и практического опыта, на основе которых может быть решена задача; составления плана решения.

Эффективность лабораторных и практических занятий зависит в значительной степени от того, как проинструктированы студенты о выполнении практических и лабораторных работ. Опытные преподаватели используют инструктивные карты для самостоятельного проведения студентами таких работ. Карты позволяют не описывать подробно весь ход выполняемой работы, а уделить внимание наиболее существенным моментам: актуализации знаний по теме, практическим действиям, теоретическому обоснованию выполняемых заданий. При подготовке к работе по карте студенты получают возможность спланировать свою деятельность.

Курсовое проектирование - организационная форма обучения, применяемая на заключительном этапе изучения учебной дисциплины. Она позволяет применить полученные знания в решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.

Производственная (профессиональная) практика является состав-ной частью и своеобразной формой организации учебного процесса. Согласно Положению о производственной (профессиональной) практике студентов средних специальных учебных заведений практика проводится поэтапно и состоит из практики для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебной), практики по профилю специальности (технологической), практики преддипломной (квалификационной или стажировки).

Учебная практика проводится обычно в учебных или учебно-производственных мастерских университета, технологическая и преддипломная - непосредственно на предприятии, в организации, учреждении.

Назначение производственной практики - подготовка студентов к предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности. Практика связывает теоретическое обучение в университете и самостоятельную работу на производстве. На практике студенты приобретают первоначальный опыт профессиональной деятельности по своей специальности.

Технологическая и преддипломная практики проводятся на производстве на основании договоров между учебным заведением и предприятиями. Рабочие программы практик разрабатываются с учетом специфических особенностей базовых предприятий. Наряду с различными видами практических работ в рабочей программе планируются экскурсии, лекции, беседы, семинары, практические занятия на производстве. По каждой теме определяются конкретные объекты.

Преподаватели ищут способы совершенствования подготовки специалистов. По ряду специальностей междисциплинарные занятия преподаватели проводят за счет дополнительных затрат времени в рамках методических поисков. Некоторые междисциплинарные занятия стали предусматриваться учебными программами. Например, студенты педагогических колледжей, используя одновременно и психологические и педагогические знания, составляют психолого-педагогические характеристики на отдельного учащегося и коллектив класса. При правильном выполнении этого задания у студентов формируются важные педагогические умения анализировать психологические особенности школьника и его личностные качества, в соответствии с объективными данными проектировать развитие ученика и коллектива класса, планировать свою деятельность, направленную на развитие личности школьника; устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и др.

Появление таких занятий в практике образовательных учреждений обусловлено рядом обстоятельств.

Одним из важных направлений в осуществлении подготовки специалистов является формирование у них в процессе обучения профессиональных умений, которые обеспечивают готовность к профессиональной деятельности. Сложившаяся практика дисциплинарного преподавания не предусматривает овладения студентами комплексными профессиональными умениями в процессе изучения отдельных дисциплин. Однако профессиональная деятельность требует интеграции знаний, полученных по разным учебным дисциплинам, объединения их в конкретном труде. На это и должно быть направлено последовательно организованное практическое обучение, осуществляющееся на междисциплинарных практических занятиях, в курсовом проектировании, в процессе производственной практики.

Практическая подготовка студентов является обязательным компонентом образовательно-профессиональной программы для получения квалификационного уровня и имеет целью приобретения ими профессиональных навыков и умений. Цель практики - овладение студентами современными методами, формами, средствами будущей профессиональной деятельности, ее организации, формирование профессиональных умений и навыков, воспитание потребности систематического обновления.

Практика студентов:

Является составной частью процесса подготовки специалистов в высших учебных заведениях;

Предусматривает непрерывность и последовательность ее проведения при получении нужного достаточного объема практических знаний и умений в соответствии с различных образовательных и квалификационных уровней: младший специалист, бакалавр, специалист, магистр;

Проводится прежде всего на базе учебных заведений, научных учреждений, юридических объединений, правоохранительных органов и органов государственного управления, а также на предприятиях и в организациях различных отраслей хозяйства;

Перечень видов практик для каждой специальности или специализации, формы, продолжительность и сроки их проведения определяются в учебных планах.

Основные виды практики в высших заведениях юридического образования такие:

внеучебная, что проводится в форме привлечения студентов в свободное от плановых занятий время до работы в юридических учреждениях и объединениях, участия в мероприятиях по охране общественного порядка, профилактики правонарушений среди молодежи и т.д. Этот вид практики предусматривается в годовых планах и графиках прохождения учебного процесса высшего учебного заведения по представлению соответствующих кафедр;

ознакомительная, предназначена для первичного ознакомления студентов с различными видами юридической деятельности, формирования профессиональных ценностных ориентаций, улучшение профессионального отбора;

стажировки - завершающий этап обучения, проводится после освоения студентом теоретической части и перед выполнением квалификационной работы или дипломного проекта, с целью подготовки будущих специалистов; специалистов-юристов к самостоятельному выполнению профессиональных функций на определенной должности или в сфере профессиональной деятельности, приобретения ими необходимых профессиональных навыков и умений, сбор фактического материала для выполнения квалификационной и дипломной работы, сдачи государственных экзаменов. Во время этой практики углубляют и закрепляют теоретические знания по всем дисциплинам учебного плана.

Сквозной программой практики, которая должна соответствовать нормативным документам Министерства образования и науки Украины, других министерств и ведомств, требованиям заказчиков, учебному плану, образовательно-профессиональной программе специальности, квалификационной характеристике специалистов;

Рабочими программами соответствующих видов практики, которые, в частности, содержат рекомендации относительно видов, форм, тестов проверки уровня знаний, умений, навыков, которых студенты должны приобрести.

Практика студентов проводится на базах практики, которые должны отвечать требованиям программы, определяются высшим учебным заведением и заказчиками на подготовку специалистов. Студенты могут самостоятельно с разрешения соответствующих кафедр и цикловых (предметных) комиссий подбирать для себя место прохождения практики и предлагать его для использования.

Организацию, проведение, руководство и контроль за прохождением практики студентами осуществляют руководители высших учебных заведений, соответствующие кафедры или предметные (цикловые) комиссии, в отдельных высших учебных заведениях - руководители практики (заведующие отделов практики), а в техникумах, колледжах и других учебных заведениях эквивалентного уровня - заместитель директора по практическому обучению.

Организация, проведение, руководство и контроль за прохождением практики включают:

Контроль за подготовленностью баз практики;

Распределение студентов на практику с учетом заказов на подготовку специалистов и будущего места работы последних после окончания обучения;

Проведение перед началом практики организационных мероприятий: инструктажей о порядке прохождения практики и техники безопасности, предоставление студентам-практикантам необходимых документов (направления, программы, дневника, календарного плана, индивидуального задания, тем курсовых и дипломных работ, методических рекомендаций и др.);

Информирование студентов о установленную систему отчетности по практике, а именно: письменного отчета, выполнение квалификационной работы, порядок оформления выполненного индивидуального задания, подготовка доклада, сообщения, выступления и т.д.;

Назначение базами практики руководителей практики, определение их обязанностей;

Контроль за обеспечением нормальных условий труда и быта студентов и проведения с ними обязательных инструктажей по охране труда и техники безопасности;

Контроль выполнения студентами-практикантами правил внутреннего распорядка, ведение табеля посещение студентами базы практики;

Сдача зачетов по практике и т.д.

Для студентов, обучающихся без отрыва от производства, может предусматриваться практика продолжительностью до одного месяца.

При наличии вакантных мест студенты могут быть зачислены на штатные должности, если работа соответствует требованиям программы практики. При этом не менее 50% времени отводится на загальнопрофесійну подготовку по программе практики. После окончания срока практики студенты отчитываются о выполнении программы и индивидуального задания, как правило, в форме письменного отчета, подписанного и оцененного непосредственно руководителем от базы практики, а также сдают зачет. Письменный отчет вместе с другими документами, установленными учебным заведением (дневник, характеристика и др.), подается студентом на рецензирование руководителю практики от учебного заведения.

Зачет принимает у студентов комиссия на базах практики в последние дни ее прохождения или в высшем учебном заведении в течение первых десяти дней семестра, который начинается после практики.

Студент, не выполнивший программу практики без уважительных причин может быть предоставлено право прохождения практики повторно в случае выполнения условий, определенных высшим учебным заведением. Студент, который в последний раз получил негативную оценку со практики в комиссии, отчисляется из высшего учебного заведения.

Во время практики в период работы на рабочих местах и должностях с выплатой заработной платы за студентами сохраняется право на получение стипендии по результатам итогового контроля. Всем студентам-практикантам государственных высших заведений образования на период практики, проводимой за пределами местонахождения высших заведений, выплачиваются суточные за счет расходов на практическую подготовку, а также их проезд железнодорожным, водным и автомобильным транспортом до местонахождение баз практики и обратно, проживание в общежитиях баз практик или в арендованных для этого жилых помещениях.

Подготовка студентов к практике предполагает:

1) разработку программы по каждому виду практики, форм и методов ее проведения; составление единого графика прохождения практик;

2) организацию учебной и учебно-методической работы (подготовка пакетов заданий и рекомендаций для студентов, обновление учебно-методических материалов и т. п.);

3) проведение установочных и итоговых конференций для студен­тов, совещаний профессорско-преподавательского состава и сотрудников, отвечающих за организацию и проведение практик, заключение договоров с базовыми учреждениями, проведение координационных совещаний с их представителями, контроль прохождения практик студентами и т. п.

Важнейшим условием, обеспечивающим эффективное использо­вание учебного времени, отводимого на практику, является подготовка студента к данному виду деятельности в течение всего периода обуче­ния. Она должна проводиться в следующих направлениях:

Собственно профессиональное обучение, реализуемое через теоретические и практические курсы;

Профессиональное воспитание личности, которое выступает как специально организованный процесс приобщения студента к профессиональной деятельности и формирования у него профессионально важных качеств личности специалиста.

Первое направление, прежде всего, связано с усвоением студента­ми системы теоретических знаний. Такая подготовка осуществляется на лекционных и практических занятиях, которые могут проходить в виде семинаров, тренингов, иммитационно-ролевых и деловых игр.

На семинарах предполагается предварительная защита проектов деятельности, что помогает студенту совершенствовать свои методи­ческие умения и навыки. Проигрывание различных ситуаций, прове­дение фрагментов занятий, бесед, мероприятий по организации досуговой деятельности детей и т.д. Это способствует успешной практической деятельности, придает уверенность в собственных силах, позволяет заранее увидеть просчеты и ошибки в своих действиях. Кроме того, еще до выхода студентов на практику у них должны быть сформированы, по крайней мере, две группы умений, а именно:

Аналитические (способность выделять главное, ставить пробле­му выдвигать гипотезу, собирать нужную информацию, подбирать методы и способы решения проблемы, разрабатывать план действий, оценивать его результаты);

Коммуникативные (способность входить в контакт с человеком, поддерживать общение с ним, решать в общении конкретные задачи).

Аналитические умения вырабатываются у студента в результате наблюдения за действиями опытных педагогов, анализа собственной деятельности, совместного обсуждения проблем в ходе лекционных и семинарских занятий и т. д.

Коммуникативные умения реализуются через групповые и кол­лективные методы обучения: тренинги, моделирование ситуаций, иг­ровые модели, групповые дискуссии.

Второе направление - профессиональное воспитание. Этот про­цесс очень трудоемкий, занимает много времени и, в конечном счете, позволяет сформировать у студентов такие профессионально значимые личностные качества, как гуманность, альтруизм, эмпатия, чувство собственного достоинства, рефлексию, аутентичность и конгруэнт­ность. Для формирования таких качеств необходимо выстраивать в вузе гуманистические отношения, развивать стремление у студентов к взаимопомощи.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png