1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение .

3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

5. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.

7. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

8. Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.

Содержание дополнительных образовательных программ.

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ , в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

Соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

Направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

Современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

быть направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья детей;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура дополнительной образовательной программы.

Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

5. Методическое обеспечение.

6. Список литературы.

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы.

1. На титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указывать:

Наименование образовательного учреждения;

Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

Название дополнительной образовательной программы;

Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

Срок реализации дополнительной образовательной программы;

Название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

Год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к дополнительной образовательной программе следует раскрыть:

Направленность дополнительной образовательной программы;

Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

Цель и задачи дополнительной образовательной программы;

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ;

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

Формы и режим занятий;

Ожидаемые результаты и способы их проверки;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

Перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы;

Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы возможно отразить через:

Краткое описание тем дополнительной образовательной программы (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение может включать описание:

Форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

Приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

Форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы.

6. Список использованной литературы.

Марина
Образовательная программа дополнительного образования (рекомендации по написанию программы)

1. Образовательная программа дополнительного образования является организационно-нормативным документом, в котором отражается педагогическая концепция в соответствии с заявленными целями и задачами деятельности, условия, методы и технологии реализации целей и задач, предполагаемый конечный результата.

2. Образовательная программа дополнительного образования самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность .

3. Образовательные организации свободны в определении содержания организации, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам .

4. Стиль и культура оформления программы .

Стиль изложения ОПДО – официально-деловой, ясный четкий.

В программе должны присутствовать :

Современность и обоснованность использования педагогической технологии

Оптимальность объема программы ;

Четкая структура и логика изложения.

При написании не допускается использование фраз, имеющих многозначное толкование, а также пространственных предложений со сложной структурой.

5. Нормативная база.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 .10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования »;

Концепция развития дополнительного образования детей , утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р. ;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 .08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования »;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам ";

Примерные требования к содержанию и оформлению (письмо Министерства образования РФ от 11 .12.2006г. № 06-1844);

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций . СанПиН 2.4.4.3172-14» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41);

Устав МБДОУ.

6. Оформление титульного листа .

1) Наименование образовательной программы .

2) Где когда и кем утверждена и принята дополнительная образовательная программа .

(Принимается педсоветом и утверждается заведующим) .

3) Название дополнительной программы .

4) Срок реализации .

5) Название города и год создания программы .

7. Структура образовательной программы дополнительного образования .

7.1. Пояснительная записка.

Включает в себя :

Введение (вступление, нормативные документы и т. д.)

Направленность ОПДО.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность .

Цели и задачи ОПДП.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих .

Сроки реализации программы .

Формы и режим занятий.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Формы подведения итогов реализации ОПДО (выставки, мероприятия, конкурсы и т. д.) .

7.2. Учебный план.

Документ, определяющий перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов.

7.3. Календарный учебный график.

Составная часть ОПДО. Это комплекс основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, начало и окончание занятий и учебного года.

7.4. Рабочие программы .

Составляются в соответствии с требованиями, указанными в письме Министерства РФ от 11.12.2006г. № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей »

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка

3. Учебно-тематический план

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

6. Список литературы

7.5. Методические материалы.

Разработки планов занятий, игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов и т. д. ;

Методические разработки и пособия;

Дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, рабочие тетради и т. д.) ;

Описание приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса;

Техническое оснащение;

Тематическая подборка материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр и т. д.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по написанию рабочей программы педагога ДОУ В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ устанавливается значение рабочей программы педагога.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей «Волшебный мир лепки» IV. Методическое обеспечение программы В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: труд, познание, учение, общение,.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Цветные ладошки» В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Хочу все знать» Современный образовательный процесс – это поиск новых более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Музыкальный театр Домисолька» Пояснительная записка Ведёт по жизни музыка! Да, да, конечно, музыка! Прекраснейшая музыка! Обычные семь нот. Дополнительная образовательная.

Нормативно-правовой аспект

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуется основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

— в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

— в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (п. 2 ст. 26).

Содержание дополнительных образовательных программ

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

— формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

— интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

— воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно

соответствовать:

— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

— соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной);

— современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);

быть направлено на:

— создание условий для развития личности ребенка;

— развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

— обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

— приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

— профилактику асоциального поведения;

— создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

— целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

— укрепление психического и физического здоровья детей;

— взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

— наименование образовательного учреждения;

— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

— название дополнительной образовательной программы;

— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

— срок реализации дополнительной образовательной программы;

— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

— год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

— направленность дополнительной образовательной программы;

— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

— цель и задачи дополнительной образовательной программы;

— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

— формы и режим занятий;

— ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

— перечень разделов, тем;

— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.);

— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д.

6. Список использованной литературы.


Разработка и реализация

дополнительных развивающих программ.

Согласно главе 10 ст.75 ФЗ - №273

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность . Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.


Целями и задачами дополнительных программ, в первую очередь, яв ляется обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем содержание допол нительных образовательных программ должно:

соответствовать:

Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основ
ному общему, среднему (полному) общему образованию);

    направленностям дополнительных образовательных программ

    современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (ин дивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, заня тиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обу чающегося в объединении);

быть направлено на:

    создание условий для развития личности ребенка;

    развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

    обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

    приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

    профилактику асоциального поведения;

    создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределе ния, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и оте чественной культур;

    целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

    укрепление психического и физического здоровья детей;

    взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Реализуя, дополнительное образование образовательная организация должна иметь программу дополнительного образования.

Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные и металогические материалы.

Общеобразовательная программа, дополнительная развивающая программа являются локальными нормативными документами, поэтому они должны пройти разработку, рассмотрение и утверждение в определённом порядке.

При разработке дополнительной общеобразовательной программы (программ) для педагогических работников основными нормативными документами являются следующие:

    Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

    Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

    Устав учреждения.

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

    Титульный лист.

    Пояснительную записку.

    Учебно-тематический план.

    Содержание изучаемого курса.

    Методическое обеспечение и условия реализации программы.

    Список литературы.

    Приложения

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

    наименование образовательного учреждения, учредителя;

    где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

    полное название дополнительной образовательной программы;

    возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

    срок реализации дополнительной образовательной программы;

    название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

    год разработки дополнительной образовательной программы.

При оформлении титульного листа общеобразовательной программы, рекомендуется исходить из общих требований к оформлению ГОСТ Р 6.30-97. (приложение №1)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует
раскрыть:

    направленность дополнительной образовательной программы;

    новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

    цель и задачи дополнительной образовательной программы;

    отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
    от уже существующих образовательных программ;

    возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
    программы

    сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

    формы и режим занятий;

    ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

    формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

Направленность дополнительной общеобразовательной программы должна соответствовать ее названию и содержанию. В четком соответствии с направленностью общеобразовательной программы, ее названием и поставленной целью, выстраиваются задачи и все содержание программы .

Направленность дополнительных образовательных программ:

    Военно-патриотическая,

    физкультурно-спортивная,

    социально- педагогическая,

    эколого-биологическая,

    научно-техническая,

    спортивно-техническая,

    художественная,

    туристско-краеведческая,

    социально-экономическая,

    естественно-научная.

Новизна программы.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:

    Новое решение проблем дополнительного образования;

    Новые методики преподавания;

    Новые педагогические технологии в проведении занятий;

    Нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Новизна указывается в случае, если она действительно имеется.

Актуальность программы.

- ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться на:

    анализе социальных проблем,

    материалах научных исследований,

    анализе педагогического опыта,

    анализе детского или родительского спроса,

    современных требованиях модернизации системы образования,

    потенциале образовательного учреждения;

    социальном заказе муниципального образования и др. факторах.

Педагогическая целесообразность.

подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. (Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., 1995).

В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной развивающей программы:

    выбранных форм,

    методов образовательной деятельности,

    средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами),

    организации образовательного процесса.

ЦЕЛЬ дополнительной развивающей программы.

Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).

Целью и задачами дополнительных общеобразовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

- Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы.

При формулировании цели необходимо придерживаться принципов научности, конкретности, современности, задачи должны быть выстроены либо в логике последовательных шагов по достижению цели, либо - в логике комплементарности (дополнения до целой цели), при этом задачи не должны выходить за рамки цели.

В формулировки цели и задач следует отражать возраст детей, направленность и длительность программы.

ЗАДАЧИ дополнительной общеобразовательной программы

Задача - это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Задача - поэтапный способ достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.

Задачи должны соответствовать цели и быть:

- обучающими, то есть отвечать на вопрос что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;

- развивающими, то есть быть связанными с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

- воспитательными, то есть отвечать на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ . В данном разделе следует указать названия и авторов предшествующих аналогичных программ и отличие данной программы от предыдущих.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы и условия набора детей в объединение. В этом разделе необходимо указать:

Для какой категории детей предназначена программа (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье, половая принадлежность и т.п.);

Какому возрасту детей адресована программа;

Предполагаемый состав (одного или разных возрастов);

Условия приема детей, система набора в группы.

Сроки реализации программы

В этом разделе указывается продолжительность обучения детей по данной программе и количество часов обучения на каждый год.

ПРИМЕР:

1 год обучения – 72 часа, 2 год обучения (3, 4 и т.д.) - 108 (144, 216 часов) и т.д.

Допускается вариативность продолжительности обучения по программе на любом году обучения, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для обучающихся .

Формы и режим занятий

Режим занятий – в разделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта).

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемый результат – это конкретная характеристика умений, знаний и навыков, которыми овладеет обучающийся .

Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.

Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».

Спрогнозировав ожидаемый результат, необходимо проверить, отражает ли он выполнение поставленных ранее задач.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

Начальный контроль (сентябрь);

Промежуточный контроль (январь);

Итоговый контроль (май) .

Формы подведения итогов реализации программы

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы нужны, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы.

Документальные формы, отражающие достижения каждого обучающегося могут быть представлены в виде дневников достижений обучающихся, карт оценки результатов освоения программы, дневников педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д.

ПРИМЕР:

формами подведения итогов работы по теме, разделу, программе могут быть:

выставка,концерт,открытое занятие, показ детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.)…

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел должен содержать перечень тем, распределенных по этапам обучения, с указанием количеством часов по каждой теме, с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. Примерное соотношение: теория 30%, практика 70%

Учебно-тематический план (УТП) оформляется в виде таблицы , которая включает в себя следующие графы:

Порядковый номер;

Перечень разделов, тем;

Количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.

Если общеобразовательная программа составлена более чем на один год обучения, то УТП составляется на каждый год. В этом случае УТП должен отражать особенности каждого года обучения.

В графе «ИТОГО» суммируется количество часов теоретических и практических занятий.

Итоговое количество часов в год зависит от количества и продолжительности занятий в неделю (из расчета 36 учебных недель в году):

По 1 часу в неделю -36 часов в год;

По 2 часа в неделю – 72 часа в год;

По 3 часа в неделю – 108 часов в год;

По 4 часа в неделю – 144 часа в год;

По 5 часов в неделю – 180 часов в год;

По 6 часов в неделю – 216 часов в год…

Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу (или на 1 ученика, если это программа индивидуального обучения) .

В учебно-тематический план включают часы на:

    комплектование группы (для детей первого года обучения);

    вводное занятие (введение в программу);

    концертную или выставочную деятельность;

    мероприятия воспитательно-познавательного характера;

    отчетное мероприятие (при этом указывается не название мероприятия, а его тема).

ПРИМЕР:

Название разделов и тем занятий

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Раздел 1. Знакомство с миром кукол

4

2

2

2.1

История кукольного театра.

2.2

Виды кукол. Кукла своими руками.

2.3

………………………

3

Раздел 2. ………………..

3.1

…………………………….

Итого:

72

22

50

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Данный структурный элемент программы тесно связан с учебно-тематическим планом, поэтому:

Раскрывать содержание программы необходимо в том же порядке, в каком разделы и темы представлены в УТП;

Изложение материалов ведется в именительном падеже.

В содержании программы указывается:

    название темы (количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами УТП);

    телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);

    указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;

    при включении в дополнительную программу экскурсий, игровых занятий, досугово-массовых мероприятий и др. в содержании указывается тема и место их проведения.

ПРИМЕР:

Тема 5.1. Холодный батик (10 часов)

Теория (2 ч) : Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение «орнамента». Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками

Практика (8 ч) : Выполнение росписи в технике холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Структурный элемент «Методическое обеспечение » может быть оформлен по-разному и должен включать:

- формы занятий , планируемых по каждой теме или разделу дополнительной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.), формы организации детей ;

- приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса (словесный, наглядный, практический…);

- дидактический материал : (таблицы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.);

- формы подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной программы (педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ результатов анкетирования, тестирования, участие обучающихся в концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях, и др.);

- материально-техническое и кадровое обеспечение: указать все необходимые составные компоненты реализации дополнительного образования. Сведения о помещении, перечень оборудования и материалов, инструменты необходимые для занятий. Указать специалистов, если требуются.

Методическое обеспечение дополнительной программы может быть представлено в виде таблицы:

п/п

Названия разделов и тем

Формы занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия)

Дидактические материалы

Формы подведения итогов

Материально-техническое обеспечение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Требования к оформлению:

    Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет:

    по общей педагогике;

    по методике данного вида деятельности; - по методике воспитания;

    по общей и возрастной психологии;

    по теории и истории выбранного вида деятельности;

    Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области. В комплексной программе целесообразно составлять списки литературы к образовательной программе каждого курса (предмета).

    Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. При написании списка литературы рекомендуется использовать следующую схему описания изданий:

- название;

- сведения о месте издания, издательстве и годе издания;

- сведения о количестве страниц издания или указание номеров страниц.

Фамилия И.О. Название издания. - Место издания.: Издательство, год. - количество страниц.

Для разграничения областей и элементов описания используют единую систему разделительных знаков:

. - (точка и тире) - предшествуют каждой, кроме первой области описания;

: (двоеточие) - ставится перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства;

/ (косая черта) - предшествует сведениям об авторстве (авторы, составители, редакторы, переводчики, а также организации, принимавшие участие в издании);

// (две косые черты)

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png